Здравствуйте, друзья!
Муж мой в студенческие годы состоял в отряде проводников, ездил через всю страну и даже на Украину. Случаев, забавных и не очень, конечно, было много. И вот мы решили поделиться этими воспоминаниями с вами. Рассказ от мужа, художественная обработка от меня.
Сегодня первая часть о вокзалах нашей Родины. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
Все записки на канале.
1. Владивосток.
Автор проекта архитектор П. Е. Базилевский принимал участие в закладке станционного здания, заложив первый камень строения 19 (31) мая 1891 года в присутствии цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II.
В 1910—1912 годах, в связи со строительством Ярославского вокзала в Москве, вокзал во Владивостоке по проекту гражданского инженера В. А. Плансона расширили и надстроили по образу и подобию Ярославского, создав на обоих концах транссибирской железнодорожной магистрали архитектурно законченные станции. Первоначальное же здание стало одной из частей железнодорожного вокзала.
Архитектурный стиль - неорусский.
2. Хабаровск.
Станция Хабаровск впервые упоминается 5 февраля 1897 года в приказе начальника работ по сооружению Уссурийской железной дороги Ореста Вяземского, где перечисляются пущенные в эксплуатацию станции.
Первый вокзал был построен к моменту пуска Уссурийской железной дороги в постоянную эксплуатацию (1 ноября 1897 года). Представлял он собой типовое одноэтажное деревянное здание площадью около ста квадратных метров. В декабре 1921 года он сгорел в результате панической эвакуации частей НРА из Хабаровска.
Новое одноэтажное каменное здание в неорусском стиле построили в ноябре 1926 года по проекту, разработанному ещё в 1910-х годах (первая очередь — основная часть); полностью вокзальный комплекс был закончен в 1935 году (западная часть). Возведение здания по дореволюционному проекту — исключительный случай в истории архитектуры советского периода.
В 1963 году начата реконструкция вокзала, законченная к 1966 году. Основное здание вокзала было снесено после серии взрывных работ, на его фундаменте было построено железобетонное двухэтажное здание в стиле функционализма, которое в 80 раз по площади превышало своего предшественника.
В марте 2000 года начата кардинальная реконструкция, законченная в 2007 году — здание из двухэтажного было превращено в трехэтажное, усилены строительные конструкции, улучшен архитектурный облик, возведена крыша с мансардным этажом в стиле русского деревянного зодчества. В результате реконструкции здание приобрело новый архитектурный облик — в стиле русского модерна.
3. Комсомольск-на-Амуре.
История железнодорожной станции «Комсомольск-на-Амуре» началась в одно время с основанием города – в 30-х годах XX века. Станцию построили в 1936 году к приезду первого поезда со строителями-добровольцами из центральной России. Первый одноэтажный вокзал был создан из дерева. Со временем он перестал вмещать пассажиропоток и рядом появилось второе трехэтажное здание. Современный облик вокзал приобрел в 1961 году после постройки каменного здания в классическом стиле, проект которого разрабатывали ленинградские архитекторы.
4. Биробиджан.
Первый железнодорожный вокзал в Биробиджане был построен в 1930 г. по проекту инженера Сомхи. Здание было деревянное, барачного типа.
В 1933 г. было принято решение о сооружении нового каменного вокзала. За проект взялся швейцарский архитектор Ханнес Мейер. К концу марта 1935 г. проект здания был готов, а к 29 декабря 1935 г. строительство успешно завершили.
После реконструкции в 2002-2004 гг. вокзал и привокзальная площадь предстали в обновлённом виде. На привокзальной площади установлен фонтан с менорой-семисвечником, символом нации – и памятник переселенцам, которые в далёком
1928 г. первыми ступили на биробиджанскую землю.
5. Облучье.
Железнодорожная станция Облучье была открыта в 1915. 17 февраля 1914 на ст. Облучье произошла торжественная стыковка западного и восточного участков Амурской железной дороги.
6. Архара.
Станция Архара, открытая в 1911 году, расположена на пути Транссибирской магистрали. Деревянное здание вокзала перестраивалось несколько раз. Современное кирпичное здание было открыто в 2000 году. Вокзал в Архаре двухэтажный, центральная часть фасада украшена часами как со стороны путей, так и со стороны города.
7. Белогорск.
Станция Бочкарёво (будущий Белогорск) была открыта 9 декабря 1913 году при строительстве Амурской железной дороги. Эта дата была приурочена к торжествам по поводу открытия железнодорожного сообщения по Транссибу от берегов Амура до Петербурга.
Первое здание вокзала было одноэтажным и деревянным. Тогда еще не было города, рядом со станцией находилось село Александровское. Станция несколько раз меняла название вместе с городом. Так, с 1936 по 1958 год она называлась Куйбышевка-Восточная, а в 1958 году приобрела свое текущее название - Белогорск.
Современный вокзал находится недалеко от центра города. Перед зданием со стороны путей стоит памятник Ленину. Также на привокзальной площади стоит телега - это памятник русским переселенцам, которые осваивали Сибирь в XIX веке. Напротив вокзала есть обелиск погибшим в годы Великой Отечественной войны.
8. Благовещенск.
Построенный в старорусском стиле, с оригинальными архитектурными элементами, он скорее похож на терем, чем на административное здание. Сведений о том, кто и как его проектировал и строил, практически не сохранилось. Фамилии двух архитекторов упоминаются в связи с постройкой вокзала в Благовещенске: Олтаржевский и Гофман. Но документов об авторстве пока не найдено. Вокзал открыт в 1913 году.
9. Свободный.
Железнодорожный вокзал в городе Свободный был построен в 1983 году. Последняя реставрация прошла в 2004 году. Во время реставрации были утрачены уникальные художественные панно, украшавшие стены.
10. Сковородино.
Железнодорожный вокзал в городе Сковородино был построен в начале XX века. Город находится на пути Транссибирской магистрали. Современное здание вокзала большое, двухэтажное, построенное из кирпича. На станции стоит паровоз-памятник П-36.
11. Ерофей Павлович.
Эта станция названа в честь русского первопроходца Ерофея Павловича Хабарова. И еще Ерофеем Павловичем в царской России называли шкалик водки.
12. Могоча.
Говорят, бог создал Сочи, а черт Могочи!!! )))
Первый вокзал на станции Могоча появился в начале XX века. Здание было деревянным. Каменный вокзал, функционирующий сейчас, открылся только в 70-х годах.
Продолжение следует...
Минутка саморекламы: все записки проводника, а также больше интересного и полезного - о проживании в частном доме на юге, Краснодаре и крае, наших путешествиях, и немного о разном - на канале! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, и давайте общаться в комментариях!))