Найти тему

«НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ»: КТО ПОЕДЕТ РАБОТАТЬ ЗЕМСКИМ УЧИТЕЛЕМ?

В послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин предложил запустить проект «Земский учитель».

Президент, ратуя за поддержку села и российской глубинки, предложил следующее: «Сегодня уже говорил о расширении программы «Земский доктор». Предлагаю с 2020 года запустить аналогичную программу «Земский учитель», по которой единовременную выплату в размере миллиона рублей будут получать педагоги, которые захотят и переезжают работать в сёла и малые города».

- Врачи и учителя здесь есть?

- А как же? Учить-лечить наше призвание.

- Кто поедет в деревню, выходи строиться на Красную площадь!

Ну, во-первых, начнём с того, что аналогичные программы, в том или ином виде давно действуют в РФ. И всё это наполнение российской глубинки педагогическими кадрами, как правило, приводило к тому, что малыми городами русской глухомани оказывались Лыткарино, Малаховка, Истра и другие подмосковные города, где молодые педагоги со статусом сельских учителей получали серьезные льготы на покупку жилья и благополучно продолжали (и продолжают) ездить на работу в Москву.

Миллион – это, конечно, хорошо. Но на него не проживёшь всю жизнь. Ведь каждый надеется прожить до 100 лет. Хватит миллиона на 100 лет? Ну пусть даже на 20-30 лет полноценной жизни? Вряд ли. А зарплата учителя на селе в 15-20 тысяч рублей не слишком стимулирует для переезда в суровую российскую действительность.

Валерий Новиков, педагог, г.Москва

Несколько лет назад я предпринял попытку сбежать из города в деревню. Построил дом в живописном месте, в 140 км от Москвы - на границе с Тверской областью. Устроился работать в местной школе-интернате. Зарплата – 25 000. Ладно, думаю, остальное подсобным хозяйством заработаю. Но не получилось – работаешь целый день, домой еле доползаешь. Контингент тяжёлый – многие живут с опекунами. Родители или лишены прав, или мотаются по вахтам в Москву или на Север.

Местные бюджеты нищие. Откуда деньгам взяться в бюджете, если все более-менее нормальные работники трудятся далеко от дома и платят налоги там же? Поэтому предложение компенсировать учителям покупку угля, дров, зерна и комбикорма – не нашло понимания у местных чиновников. Дров и угля надо на зиму на 30 000 рублей. Газа нет. Электричеством топить могут себе позволить только миллионеры. Мешок зерна – 600 рублей! Яичко получается, действительно, золотым.

-2

Российской глубинке не хватает только земских врачей, учителей и автослесарей – остальное всё есть…

А главное, окрестности на глазах становятся азиатской вотчиной. Был когда-то совхоз и государственный молочный завод, а теперь частное предприятие. Постоянно идёт оптимизация производства за счет сокращения людей и урезания зарплат. Местные попытались протестовать, требовали повышения зарплат – так их просто заменили на гастарбайтеров. И всё это объясняется повышением эффективности производства, которая на деле оборачивается только ухудшением качества продукции из-за привлечения неквалифицированных кадров и расширением автопарка основных акционеров.

Так что, прежде чем заманивать учителей на село, надо возродить земство в его первоначальном виде с полноценным финансовым наполнением и людьми во главе, ратующим за эффективное развитие родного края.

Главная задача земства - решение административно-хозяйственных проблем: устройство школ, оборудование больниц, строительство дорог, развитие ремёсел, кустарного производства и помощь жителям в создании своего дела, крестьянско-фермерских хозяйств. Все это в своё время позволяло наполнять земский бюджет и привлекать на село лучших городских учителей и врачей за счёт выгодных финансовых условий.

Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей. Прослужив пять лет, учитель получал уже 37 рублей 50 копеек. Это при том, что в среднем учители в России в то время получали по 12-15 рублей в месяц. Предусматривалась казенная квартира либо оплата съемного жилья.

Вот какое нам нужно земство. Сможем ли мы возродить его или так и оставим российскую глубинку брошенной на произвол судьбы и рвачей-коммерсантов?

Если у вас есть конкретные предложения по возрождению земства в России, пишите в своих комментариях – наиболее интересные мы передадим в Администрацию Президента.

Если Вам понравился наш материал: ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц