Как Сталин пытался устроить в Иране азербайджанскую революцию
Считается, что именно Тегеранский кризис 1946 года стал первым «звоночком» начинавшейся холодной войны. Хотя ничто не предвещало беды: во время всей Великой Отечественной войны русские, англичане, американцы и иранцы дружно и слаженно работали, обеспечивая непрерывные поставки техники и вооружений в СССР по ленд-лизу. Но не бывает долгой дружбы там, где есть нефть…
Идеальный сценарий дружбы народов
Необходимость не дать фашистам взять под контроль Средний Восток и южные пути к СССР стала понятна Сталину уже через 10 дней после нападения Германии. 8 июля 1941 года он беседовал с послом Англии о засилье на территории якобы сохранявшего нейтралитет Ирана немецкой агентуры и диверсантов. Англичане разделяли опасения СССР, тем более вскоре обнаружилась еще одна проблема — поставлять военные грузы по ленд-лизу через Мурманск, Архангельск и порты на Дальнем Востоке было накладно и небезопасно из-за постоянных нападений немецких подлодок и самолетов. Путь военных поставок через Иран в Армению, Азербайджан и Туркменистан был бы идеальной альтернативой. Поэтому уже в январе 1942 года был подписан трехсторонний договор между Англией, СССР и Ираном, по которому Сталин и Черчилль вызвались содержать на территории Ирана сухопутные, морские и военно-воздушные силы, которые будут защищать Иран от возможной немецкой агрессии. Тем не менее две державы обещали не посягать на территориальную целостность Ирана и вывести войска через полгода после конца войны.
Сперва все шло по идеальному сценарию дружбы между странами-союзницами. Сначала англичане ремонтировали дороги и инфраструктуру, подготовили Трансиранскую железную дорогу на юге страны к перевозкам грузов для СССР. В конце 1942 года на территорию Ирана вошли еще и американские войска — для помощи в строительстве инфраструктуры. Правительство Ирана на тот момент не препятствовало появлению третьей иностранной армии в стране — наоборот, надеялось с помощью американцев избавиться от излишнего влияния Лондона и Москвы. США привезли строителей, которые сооружали шоссе, реконструировали порты, возводили авиа- и автосборочные заводы в нескольких иранских городах. Только за 1943 год было выпущено и отправлено в СССР почти три тысячи самолетов. Рабочими были, в основном, иранцы, инженерами и дирекцией — англосаксы, а принимали продукцию советские специалисты, не только военные, но и гражданские, в том числе геологи. Они-то и провели разведку и доложили руководству СССР: в северных районах Ирана есть перспективные месторождения. Но их разработка требует больших финансовых вливаний, поэтому желательно «отчуждение» северной части страны.
Одновременно с советскими геологами к тем же выводам пришли и американские и английские нефтяные компании. Их, правда, больше интересовали месторождения на юге Ирана. В 1944 году СССР подготовил проект договора о заключении нефтяной концессии с Ираном. Но основной целью было не получение еще одного источника нефти, а, скорее, опасение, что западные союзники привяжут к себе Иран «нефтяным» ремнем раньше и прочнее. Американцы в этой битве переиграли СССР: иранское правительство отказалось от проекта советской концессии и сделало ставку на дальнейшее сотрудничество с США.
Ставка на азербайджанцев не сыграла
Война близилась к окончанию, и иранцы все громче говорили о выводе советских и английских войск со своей территории. На Потсдамской конференции в июле-августе 1945 года к Сталину обратились с вопросом о сроках вывода. СССР, вынужденный подчиняться трехстороннему соглашению, но при этом не желая сдаваться и оставлять Иран американцам, решил разыграть в Иране еще одну карту — на этот раз национальную. Как известно, в этой стране велика доля азербайджанского населения. В сентябре в городе Тебриз была при военной и моральной поддержке Москвы создана Демократическая партия Иранского Азербайджана во главе с лидером Сеидом Пишевари. 12 декабря, после восстания и переворота, была провозглашена Демократическая Республика Азербайджан. Защиту новорожденной республики от иранских властей осуществляли находившиеся на севере советские войска. Это стало «точкой невозврата». Иран обвинил СССР в экспансионизме и подал первую в истории ООН жалобу в Совбез. Была принята единогласная резолюция, в которой обе страны обязали прийти к мирному соглашению друг с другом. Масла в огонь подлили и бывшие союзники: американцы вывели свои войска из Ирана к 1 января, Лондон обещал, что английские военные покинут страну до 2 марта. Все ждали, когда то же самое сделают и советские войска.
У СССР оставалась последняя мера — силовое воздействие на иранское правительство. 4 и 5 марта 1946 года в сторону Тегерана, а также к границам с Турцией и Ираком с севера Ирана двинулись танки. Но это только еще больше разозлило как иранцев, так и мировое сообщество: на Совете Безопасности ООН в срочном порядке был поднят вопрос о немедленном выводе из страны всех советских войск. Отложить рассмотрение этого вопроса СССР не удалось — советскому представителю Андрею Громыко даже пришлось покинуть заседание Совета. 24 марта Москва сдалась: было сообщено, что соглашение с Тегераном достигнуто и советские войска выведут из Ирана в течение полутора месяцев. Ни о каких совместных нефтяных концессиях, как и об особых условиях для Иранского Азербайджана договориться не удалось — иранское правительство отказалось ратифицировать нефтяное сотрудничество с СССР, а после прихода иранских военных в Иранский Азербайджан местное национально-демократическое движение было жестоко подавлено. Лидер иранских азербайджанцев Сеид Пишевари писал Сталину: «СССР бросил нас на произвол судьбы!». Спасаясь от резни, Пишевари эмигрировал в Баку, где уже через год было подстроено его убийство.
Автор текста: Любовь Румянцева
От ленд-лиза остался один металлолом
Испортившиеся к концу войны отношения между СССР и США хорошо иллюстрирует судьба автомобильной техники, которая была передана Советскому Союзу по договору о ленд-лизе. СССР обязан был либо вернуть автомобили, либо выкупить их. Часть машин после ремонта возвращалась союзникам в северных и дальневосточных портах. К причалу подавались американские пустые баржи. Комиссия американских специалистов придирчиво изучала отдаваемую технику, проверяя наличие заводской комплектации. После чего на виду у советских спецов автомобили пускались под пресс, а металлолом увозили в США.