– Какие у них ноги! – шепнула Элизабет. – Просто кошмар! Как это? Это же не от природы?
– Нет, эффект изощренного мастерства. Древний, теперь уже немодный обычай вроде косы у старика. Согласно китайской эстетике столь миниатюрная ножка – красиво.
– Красиво! Смотреть страшно на их уродство. Совсем, видимо, дикари!
– Ну что вы! Полагаю, их культура постарше и поглубже нашей. А красота лишь дело вкуса. Для одного из здешних малых народов, падаунгов, прелесть женщины измеряется длиной шеи; девочкам постепенно добавляют ряды медных ошейников, вытягивая шейку до изумительной жирафьей высоты. Не более эксцентрично, нежели корсет или кринолин.*
* «Дни в Бирме», Дж.Оруэлл
На самом деле версий относительно того, зачем падаунгским девочкам с 5 лет «окольцевывают» шеи, несколько: начиная с самых мистических – в знак уважения и почтения прародителям – ветру и дракону – и заканчивая прагматичными – чтобы в период межплеменных войн суметь в мгновение ока отличить своих женщин от женщин чужаков. Самая популярная интернет-версия гласит, что якобы с помощью колец муж мог наказать провинившуюся супругу: снял кольца и все – лишенная поддержки шея не дает своей обладательнице сделать ни глоточка воздуха. Версия, к слову, весьма и весьма сомнительная. Во-первых, здесь царит матриархат: так как кольца затрудняют подвижность, практически вся работа по дому лежит на плечах сильной половины племени – а на способных поднять бунт против главы семьи миролюбивые мужчины-падаунги не похожи. Во-вторых, кольца на работу шейных мышц нисколько не влияют в том плане, что тяжесть головы даже без поддержки шея выдерживать вполне способна! Так что, вероятнее всего, версия о длинной шее как символе красоты – самая близкая к правде. А уже со временем женщины-падаунги нашли и практическое применение своим кольцам: в годы смуты в них прятали деньги и драгоценности. Про смуту, к слову.
О женщинах с окольцованными шеями мир узнал благодаря вовсе не Мьянме-Бирме, а любимому туристами Таиланду. Здесь действительно проживает часть племени: это беженцы, вынужденные покинуть историческую родину в 90-х годах прошлого века. Но большинство падаунгов все же осталось в Мьянме: некоторые представители, точнее представительницы, обитают на озере Инле, остальные – в нескольких часах езды в горах. Попасть к ним сложно: для этого требуется специальное разрешение от Министерства туризма, поэтому мы в свое время удовлетворились общением с «озерными жительницами». На озере женщины держат сувенирные лавки – этим и зарабатывают на жизнь.
Помимо шейных колец падаунги носят кольца на руках и ногах.
Тут стоит отметить, что на самом-то деле это и не кольца вовсе: то, что воспринимается нами как окружности, в действительности является проволокой, которая спирально закручивается вокруг шеи/руки/ноги. Раз в год или два количество витков увеличивается на один, а наращивать их прекращают, когда девушка выходит замуж. Интересно, а что случается с теми, кого замуж никто не берет?
Текст: Светлана Ахметшина
Фото: Елена Завьялова, Станислав Белоглазов
#ФОТОЕД
#ФОТОЕД_Мьянма
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал
PS. В следующей серии расскажем об одном "кровавом"ритуале в одной киргизской семье...