Появление наследника! Счастье для любой семьи, а для царственной еще и политический вопрос - это же продолжение царствующей династии!
Начну с времен правления императора Павла I. Он был первым из Романовых многодетным отцом. Шутка ли – у него было 10 детей! Для продолжения династии он сделал всё, что мог.
А традиции в имперской России для будущих мамочек в семье Романовых были такие.
Все русские императрицы рожали только дома. В 1904 году на Васильевском острове в Санкт-Петербурге уже была роскошная акушерская клиника, но царские особы придерживались правил.
Кстати, в Великобритании, первой из членов королевской семьи рожала дома, а не в клинике принцесса Диана. Так что эти правила изменились совсем недавно.
Дело в том, что императрицы и цесаревны должны были во время беременности соблюдать график – переезды из резиденции в резиденцию. И где начались схватки – там и рожали. Конечно же, с первых дней беременности рядом с ними находился лейб-акушер, готовый оказать помощь! В том дворце, где оказалась роженица, выделялась комната, где и принимали роды.
О том, что все родственники присутствуют при родах, как на Западе речь уже не шла. Исключение делалось только для мужа, который держал жену за руку. Это скорее был жест поддержки жены, чем соблюдение старой традиции, когда присутствие родственников при появлении на свет наследника требовалось для подтверждение того, что да – наследник не подменен и является настоящим.
При родах, правда, не в родовой «комнате», а «за дверью» присутствовал министр Императорского двора. У него было заготовлено 5 вариантов Манифеста, в котором объявлялось рождении ребенка: сына, дочери, двойня мальчики, двойня девочки и двойня мальчик – девочка. А если бы тройня? ;)
Император сам выносил новорожденного, показывал министру и вписывал имя малыша в Указ.
По старой русской традиции младенца заворачивали в сорочку отца, которую он передавал акушеру.
Вся дворцовая прислуга, которая находилась в тот день на дежурстве в том дворце, где рожала императрица, получала ценные подарки!
Итак, ребенок родился, ему дали имя, внесли в указ. А как подданные узнавали о том, кто родился – мальчик или девочка? По артиллерийским залпам орудий Петропавловской крепости. Если мальчик, то 301 зал, а если девочка, то 101!
Но что тут сказать? Ведь мальчик это наследник и его рождение это политический вопрос и отцы были больше рады именно им. Хотя надо сказать, что дочерей jни любили ничуть не меньше! ^)