Все мы знаем про Царь-пушку и Царь-колокол. Но мало кто знаком с историей Царь-танка.
Однажды в 1914 году юный безызвестный инженер Николай Николаевич Лебеденко предложил на рассмотрение русскому царю Николаю Второму необычный проект.
Лебеденко составил очень смелое письмо с презентацией удивительного танка. Внимательно ознакомившись с чертежами, государь отправил Николаю Николаевичу приглашение посетить дворец.
В начале января 1915 года изобретатель прибыл на аудиенцию к Николаю Второму. С собой он привез небольшую, самостоятельно передвигающуюся деревянную модель будущего танка с граммофонной пружиной вместо двигателя.
Лебеденко произвёл сильное и положительное впечатление на государя. Идея создать самоходную колёсную бронированную машину настолько сильно вдохновила царя, что он сразу отдал распоряжение выделить двести десять тысяч рублей на её осуществление.
В мае 1915 года началась работа над созданием первой самоходной бронированной русской машиной. Рабочая деятельность Лебеденко совместно с двумя выдающимися конструкторами Стечкиным и Микулиным, проходила на засекреченной территории у села Орудьево Дмитровского. По периметру была ограда с колючей проволокой, территорию патрулировали вооружённые солдаты.
В своём проекте изобретатель использовал концепцию повозки-арбы. Такая телега запомнилась ему своими большими колёсами, благодаря которым могла не замечать грязь, канавы и другие неровности дороги.
Внешне машина Лебеденко напоминала станок артиллерийского орудия, только в несколько раз увеличенный и с огромными девятиметровыми колесами со спицами. Колёса, расположенные сзади, были намного меньше - полтора метра в диаметре.
Габаритные размеры танка были по истине исполинскими. В самой широкой части - двенадцать метров, в длину - примерно восемнадцать, в высоту - восемь. Наверху была установлена неподвижная пулемётная рубка. По бокам Т-образной рамы размещались две подвижные башни, тоже с пулемётами "Максим". Бронированными были лобовая часть, корма и борты.
Вес монстра составлял шестьдесят тонн. «Мастодонт» мог вместить десять-пятнадцать человек экипажа. На гиганте были установлены два трофея - авиационные карбюраторные двигатели "Майбах".
Построили бронемашину довольно быстро. Уже в августе 1915 года танк выехал на полигон для своего первого и, к сожалению, последнего испытания.
Сокрушая берёзы, колёса-исполины проехали несколько метров, пока задние катки не угодили в яму. Совместные усилия двигателей и экипажа не дали положительного результата. Машина намертво застряла.
При конструировании Царь-танка в расчётах были допущены ошибки. Главный промах - это неверное распределение весовой нагрузки. Самая большая часть из общего веса в шестьдесят тонн приходилась на задние колёса.
Была собрана специальная комиссия, которая и приняла решение закрыть проект. Основная причина завершения разработок заключается в том, что машина Лебедева не могла без проблем самостоятельно перемещаться по местности.
Также был выявлен ряд недостатков у колёс-гигантов - одного точного попадания вражеского снаряда по спицам было достаточно для того, чтобы полностью обездвижеть танк и тем самым вывести его из боя.
Денег на дальнейшие разработки не было в связи с тем, что шла Первая Мировая Война.
В первые годы танк находился под охраной солдат. Потом наступила Революция, машина оказалась никому не нужна и в 1923 году её попросту разобрали на металлолом.
Что же стало с изобретателем Николаем Лебеденко? Известно только, что в 1917 году он эмигрировал в Америку.
-----------------------
Весь цикл - Энциклопедия удивительных механизмов - читайте здесь.