Прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина — о том, почему, как жена декабриста, ездит за Денисом Мацуевым в Сибирь.
Когда Денис первый раз пригласил меня участвовать в его сентябрьском фестивале «Звезды на Байкале», я даже не раздумывала: человек, обожающий свой родной Иркутск, захотел показать мне красоту сибирского края! К тому же любая поездка с Денисом — куда бы то ни было — превращается в приключение мегаэлитного уровня, который не получить ни за какие деньги! О таком гиде можно мечтать и мечтать! Долгий перелет меня не смущал — это все-таки ближе, чем в Японию, рейс у «Аэрофлота» прямой, и бизнес-класс — как у самолетов в Европу. Чудеса сибирского гостеприимства начинаются сразу же — у трапа нас всегда встречают на роскошных внедорожниках.
Естественно, я не ожидала увидеть отели уровня George V или Martinez. Но современные Marriott и Sayen способны разместить целый симфонический оркестр и вполне пригодны для комфортного сна, который, поверьте мне, будет краток: жизнь тут хоть и отличается от Лазурки с ее вечеринками, но приехавшему на неделю есть чем заняться и на что посмотреть.
Многие думают, что Иркутск расположен прямо на берегу Байкала, но до озера путь неблизкий и превращается у нас, как правило, в двух-, трехдневное путешествие. Город стоит на Ангаре — рекомендую пройтись вдоль набережной и по центру: он неплохо сохранился с царских времен, даже деревянные дома выстояли (самые интересные — музеи декабристов Волконских и Трубецких). Культуры с лихвой хватит на день, особенно во время фестиваля — вечером концерт в Музыкальном театре.
Свежий воздух, яркое солнце и впечатления разжигают аппетит, поэтому главные в Иркутске рестораны Rafinad и Broadway открыты круглосуточно. Отсутствие мишленовских звезд с лихвой компенсируется здешним радушием и качеством продуктов — у них вкус из детства, давно забытый жителями столицы. Сибирская кухня — неизменный восторг и упоение: пельмени со всеми видами мяса, голубцы, грузди со сметаной, малосольная омулевая икра ложками, умопомрачительные домашние десерты на чистом сливочном масле. Предваряя недоумение, отвечаю сразу: да, я все это ела. Так называемое балетное питание — миф: большинство из нас не страдает отсутствием аппетита, но в диетах не нуждается — калории сгорают во время репетиций и спектаклей.
После ужина Broadway превращается в дискотеку, где собирается цвет иркутской модной публики и гулять можно долго. Ночь вам на то, чтобы собраться с силами и ранним утром выехать в сторону дикой природы. Самый очевидный маршрут — семьдесят километров на машине от Иркутска по берегу Ангары в Листвянку. Это уникальное место, из которого видно и Байкал, и единственную вытекающую из него реку Ангару, и таинственный Шаман-камень, который разъяренный Байкал — отец Ангары — кинул вслед дочери, когда она сбежала к своему возлюбленному Енисею. Вот здесь и надо селиться — в отеле «Анастасия». Вас будут искушать всем разнообразием местной кухни — так уж здесь заведено, голодать надо было дома — и предложат попариться в бане, устроенной в трюме парусного корабля: выбегаешь из парной и с разбегу ныряешь в Байкал. Шикарно!
Так просто в озере не поплаваешь — летом вода прогревается максимум до десяти градусов, зато зимой в проруби она гораздо теплее воздуха, который минус тридцать шесть. Я и не думаю иронизировать — байкальский климат вообще резко отличается от московского и тем более питерского: морозы тут сухие, с хрустящим под ногами снегом и переносятся гораздо легче, чем столичная сырость.
Дальше маршрут зависит от времени года. Летом в Листвянке мы берем корабль и плывем в бухту Песчаная, в которую иначе как по воде не доберешься. То, что продолжение банкета неизбежно, понимаешь на пристани — команда встречает хлебом-солью и местным самогоном «Садыковкой». По мне, так ни вина, ни другие европейские изобретения алкогольной промышленности не подходят для употребления на байкальской земле — тут правда нет ничего лучше, чем настоянный на кедровых орехах семидесятиградусный самогон.
По местной примете, покидая воды Ангары и вплывая в Байкал, выпить надо обязательно — и немножко вылить за борт, чтобы задобрить старика. Он суров: погода крайне переменчива и осенью внезапно может пойти снег с сильным ветром.
Теплую одежду — и побольше — берите с собой, а плащи и спасжилеты вам выдадут на судне. Плыть до Песчанки часов восемь, но они проходят незаметно — даже на корабле у вас будут разные варианты хорошо провести время. Столы и здесь ломятся от яств: омуль (рыба эта водится только в Байкале), сиг сырой, соленый, жареный, холодного копчения, горячего и в виде ухи, сугудай (свежевыловленная, нарезанная тонкими кусочками слегка маринованная рыба), замороженная, тонко нарезанная печень косули, расколотка (замороженный омуль или сиг, которых едят, макая в соль и перец). Если вы уже устали от гастрономических изысков, то можете и здесь попариться в баньке или попеть в караоке, а еще лучше просто стоять на палубе и смотреть на тайгу под шум байкальских волн. Да и спится на воде неплохо!
Бухта Песчаная — одно из самых красивых мест на Байкале: там пляжи белого песка и уникальные ходульные деревья. Их корни высоко поднимаются над песчаной почвой, и получаются причудливые арки, под которыми можно спокойно пройти.
Зимой туда не попадешь — озеро встает. Но у нас есть другой маршрут — на тридцать седьмом километре трассы «Байкал» в Бурдугузе, на турбазе «Сибирская заимка», живут в вольерах дикие волки, бегают косули и олени. Там можно покататься на тройке, съехать на ледянке с горки, напариться в бане по-черному и прыгнуть в прорубь Ангары.
Воздух чист и свеж, поначалу даже кружится голова. И никакими словами не передать всех красок сибирских лесов, до которых еще не добралась цивилизация. Местные гостеприимны и гордятся своим краем безмерно. Приезжающим — немцам, полякам, французам, американцам, китайцам, японцам, российским любителям природы (они в Сибири тоже чувствуют себя иностранцами) — выдают гидов со знанием соответствующего языка. А еще везут на охоту, в лесной чаще не бросают и, если что, из буйных байкальских вод вылавливают.
Предупреждаю: вам обязательно захочется купить домой что-нибудь из иркутской еды. На рынок можно не ехать – все самое свежее, вкусное, красивое и редкое продают прямо в аэропорту. Моя стандартная продуктовая корзина — это кедровые орехи, омуль, сиг и чаи из сибирских трав.
И даже не пытайтесь обвинить меня в предвзятости. Валерий Гергиев, Зубин Мета, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, премьеры Большого и Театра Бориса Эйфмана — мы много с кем ездили в Иркутск. Все всегда в полном восторге и просят взять их с собой еще — и не раз.
Екатерина Шипулина