Глава республики Сергей Аксенов намерен бороться с посредниками, которые получают госконтракты от региональных операторов
Глава Крыма Сергей Аксенов систематически критикует «мусорную реформу»: сначала он это делал в соцсетях, а теперь перешел и на государственные площадки. Его тревожит процент, который остается у посредников на господрядах, — по мнению Аксенова, тот необоснованно высок. Политик не исключает, что будет в судебном порядке требовать расторжения контрактов. Daily Storm посмотрел, кто зарабатывает на мусоре на полуострове: нашлись и герой Украины, и члены ЛДПР, и неприметные петербургские бизнесмены.
На инвестиционном форуме в Сочи Сергей Аксенов негативно высказался в адрес «мусорной реформы», назвав ее «сырым проектом». «…Очень много посредников позаходило в рамках конкурсных процедур на муниципальный уровень, где понанимали сначала МУПы, теперь субподряды маржой 20-30%», — объяснил глава Крыма. Критике подверглась ситуация, при которой образуется «слой посредников». Политик не исключил, что власти полуострова будут обращаться в суд для расторжения контрактов.
«Я вообще за старую жэковскую систему обслуживания многоквартирных домов, — цитирует Аксенова РБК. — <...> Ну не во всех подъездах сегодня есть люди, готовые взять на себя ответственность за финансовую составляющую, тем более защищать ее еще с непонятными организациями».
Аксенов не в первый раз поднимает «мусорную» тему: ранее на своей странице в Facebook он заявил, что планирует обратиться в правительство России с требованием изменить действующее законодательство. Свою инициативу глава Крыма объясняет тем, что частные региональные операторы, занимающиеся ТБО, «не должны получать 20% за посреднические услуги, используя в субподряде муниципальные предприятия». Их нужно «привести в чувство»: снизить стоимость посреднических услуг максимум до 2%, чтобы остальные средства аккумулировались на счетах МУП.
«По сути, регоператор пользуется техникой, приобретенной за средства городского бюджета, а всю ответственность за уборку и вывоз ТБО несет МУП. Более того, регоператор получает прибыль только за свое присутствие в качестве подрядчика», — заключает Аксенов.
Проблемы полуострова
Крым — один из регионов, где наиболее остро обстоит ситуация с мусором: прошлым летом за одни сутки из строя там вышла почти половина мусороуборочных машин, коммунальщики остались без техники. Местным властям даже пришлось просить население с пониманием отнестись к «временным трудностям», писала «Российская газета». Незадолго до инцидента на полуострове появился региональный оператор по обращению с ТБО: им стало ГУП «Крымэкоресурсы», подчиняющееся министерству ЖКХ Крыма. Общественники никаких улучшений с приходом регоператора тогда не заметили и говорили о критическом уровне исчерпаемости полигонов при сотнях стихийных свалок.
Вторым региональным оператором, кроме «Крымэкоресурсов», стало ООО «Альтфатер Крым», «дочка» французской многопрофильной компании Veolia Environnement, занимающейся среди прочего и утилизацией мусора. «Альтфатер Крым» стала обслуживать Ялту и Алушту («Крымэкорсесуры» — остальные муниципалитеты). Обе организации проводили тендеры на вывоз мусора, потому что не могли самостоятельно справиться с вывозом, а также аукционы на ликвидации свалок. Местные власти обращали внимание, что большая часть проблем к тому моменту возникала из-за жильцов частных секторов: они не оплачивали вывоз мусора и игнорировали заключение договоров. Теперь же, с 1 января 2019 года, они получают платежки наравне с владельцами квартир.
Перед тем как начала действовать новая система по обращению с отходами, люди жаловались, что будут вынуждены платить крупные суммы по новой схеме расчета платы за вывоз ТКО. Если раньше деньги отдавались с учетом занимаемой территории, то теперь сумма складывается из расчета человек, зарегистрированных в квартире или частном доме.
Но и это не главное: с приходом региональных операторов ситуация с уборкой мусора мало изменилась. В начале 2019-го в Керчи мусор начинали складывать прямо на пешеходных зонах и вблизи торговых рядов, поскольку коммунальщики перестали вывозить мусорные контейнеры, рассказывало «Радио Свобода». Аналогичная ситуация сложилась в Симферополе.
«Миротворец», Петербург и автомобили Chery
У «Крымэкоресурсов», судя по данным сайта госзакупок, немного контрагентов, которые помогают вывозить ТКО и крупногабаритный мусор. Одни из крупнейших госконтрактов ГУП заключило в конце 2018-го с ООО «Управление межрайонного экологического сервиса» (УМЭС). Эта компания освоит более 2,7 миллиарда рублей на подрядных работах до конца 2023 года. Собирать мусор она будет в городе Саки, Сакском, Первомайском, Бахчисарайском и Симферопольском районах, а отвозить его — на полигоны в селах Тургенево (Белогорский район) и Туннельное (Сакский район), следует из закупочной документации.
УМЭС было создано в 2004 году и до присоединения Крыма принадлежало киевскому юрлицу. После вхождения полуострова в состав РФ владельцы у компании стали часто меняться, но все они так или иначе были связаны со строительством дорог и бенефициарами из Петербурга. Сейчас бенефициарами УМЭС через два ООО — воронежское «Промполихим» и питерское «СК Эталон» — выступают уроженки северной столицы Анна Нейлау и Анна Романова. Еще у поставщика «Крымэкоресурсов» есть 100-процентная «дочка» — компания «Эксплуатация систем водоснабжения и канализации» на Валдае.
Относительно свалок ситуация складывается более чем интересная: так, полигон в Тургеневе обслуживает ООО «Тургеневский карьер». Компания принадлежит ряду физических лиц: владелец самой крупной доли в 31% — бывший депутат Верховной рады и герой Украины Борис Дейч; 9% — у бывшего министра аграрной политики Крыма Олега Русецкого и ныне председателя Уютненского сельского совета Сакского района. Оба бизнесмена внесены в базу «Миротворца».
Сколько полигонов в Сакском районе — непонятно. Еще до присоединения Крыма, в 2014 году, местные власти говорили, что в том районе исчерпаны лимиты захоронения ТБО и один имеющийся полигон закрыт. Спустя три года все на тот же закрытый полигон продолжали возить мусор, при этом ходили слухи, что появится еще один полигон стоимостью девять миллиардов рублей. В конце 2018-го «Вести Крым» выпустили небольшой сюжет о рекультивации закрытого полигона — он был первым из тех, которые подвергли «облагораживанию» под «строгим контролем» экологов и общественников. Ремонтно-монтажными работами занималось АО «Ремдорстрой», 40% которого принадлежит ООО «РДС-Сервис» — эта компания в свое время была бенефициаром уже упомянутой УМЭС, вывозящей мусор вместе с «Крымэкоресурсами».
Ликвидацией стихийных свалок занимается ООО «Чистый город». Один из его совладельцев — Андрей Гаук — с 2015-го по 2016 год исполнял обязанности директора «Крымэкоресурсов». Гаук избирался в Госсовет Крыма первого созыва, будучи членом ЛДПР. Его партнер по бизнесу — Алена Толокнова, руководитель подмосковного ООО «Сервисное агентство», которое оказывает услуги по вывозу ТКО и мусора из Керчи и Ленинского района на сотни миллионов рублей.
Еще один крупный сборщик отходов в Крыму — ООО «Спецтехника», существующее на рынке менее трех лет. Компания занималась транспортировкой мусора и ТБО из лагеря «Артек». В прошлом году «Спецтехника» выиграла аукционы, проводимые «Крымэкоресурсами», более чем на 140 миллионов рублей. Сейчас она принадлежит некой Яне Зарайской, которая когда-то состояла в донецком чери-клубе любителей автомобилей Chery.