Найти тему
Древняя Русь

Русские летописи против норманской теории.

Все, кто интересуется отечественной историей, а учёные историки однозначно, знают, что есть такое направление в историографии, как норманизм. Как любая теория, она имеет свои положения, на чём-то основывается. И один из постулатов норманской теории происхождения русского государства, есть мысль, что Славяне "живяху звѣринымъ образомъ, живуще скотскы" не способны были на его создание. По крайне мере, на бытовом уровне и в многочисленных статьях на эту тему, во всемирной паутине, очень часто цитируют указанные изречения из летописей. А что если самим, не через призму чьих либо взглядов, посмотреть, что говорится в древних источниках о Славянах.

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Но прежде, чем обратиться к летописям, для себя стоит напомнить, что же такое государство, каковы его признаки. Итак, государство - это политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. (одно из определений). И пару слов о признаках, прежде всего это разделение населения по территориальному принципу, наличие власти независимой от других, наличие людей или группы лиц осуществляющих власть, налоги и законы. А теперь посмотрим что же в летописях говорится о Славянах.

Территория.

Карта расселения родоплеменных союзов Славян.
Карта расселения родоплеменных союзов Славян.

В русских летописях история Славян возводится ко временам после потопа, а после рассказывается как расселились наши предки. И к IX веку, интересующему нас периоду, видно более десятка родоплеменных союзов от "Варяжского" до "Русского" морей. Летописец так пишет: " По мнозѣхъ же временехъ сѣли суть Словѣне по Дунаеви..." и "Такоже и тѣ Словѣне пришедше и сѣдоша по Днѣпру, и нарекошася Поляне, а друзiи Древляне, зане сѣдоша межю Препьтiю и Двиною, и нарекошася Дреговичи; а инiи Полочане..." летопись говорит и о других родоплеменных союзах, Радимичах, Вятичах, Кривичах, Северянах, Уличах, Тиверцах, собственно Словенах и других. Указываются места их расселения, откуда получили названия по именам вождей или по местности. "Бяста бо два брата в Лясѣхъ, Радимъ, а другый Вятко; пришедше же и сѣдоша Радимъ на Рсьшю, и прозвашася Радимичи, а Вятко сѣде с родомъ своимъ на Оцѣ , от него же прозвашася Вятичи..." И так летописи говорят не мало о Славянах, таким образом понятно, что сложилось определённая территория где жили наши предки, со своими границами, а так же указаны соседние племена и народы. Причем проживали Славяне здесь не одно столетие. Конечно была развита торговля, не просто так даётся описание знаменитого пути из Варяг в Греки, шел он как раз через Славянские земли:

Торговля.

Н.К.Рерих "Заморские гости" - изображение взято из открытых источников.
Н.К.Рерих "Заморские гости" - изображение взято из открытых источников.

Так говорит летопись об этом : "...и бѣ путь изъ Варягъ во Грекы; изъ Грекъ по Днѣпру, и во верхъ Днѣпра волокъ до Ловати, по Ловати внити въ Илмень езера устье течеть въ море Варяжское...", а где торговля там и деньги. География торговых путей указана летописцем очень обширная, это и Волжская Булгария и восточные страны за Каспийским морем и побережье Азовского моря и Рим: "...и по тому морю внити до Рима, отъ Рима по тому же морю ити ко Царюграду..." следующее в летописи: "... можетъ ити по Влъзѣ в Болгары и во Хвалиси, и на востокъ доити во жеребiй Симовъ." Если был торговый путь, значит была торговля, а стало быть есть чем торговать, что сделали, что произвели, изготовили, добыли. Как то не очень похоже на сидящих в лесах, живущих звериным обычаем. А дальше ещё интересней.

Войско (армия, дружины).

Штурм города Славянами.  (Изображение взято из открытых источников)
Штурм города Славянами. (Изображение взято из открытых источников)

Военные походы славян, так же не редки были, есть упоминание об этом и в летописях. А любой поход, особенно на Византию требовал достаточно материальных и людских ресурсов. Одна община или род однозначно не смогли бы провести такое масштабное мероприятие. Смотрим что летописи об этом говорят: "При семъ приидоша Русь на Царьградъ в кораблехъ, бе число корабль двестѣ ; шедше в судѣх, много зла створиша Грѣкомъ и убииство велико крестьяномъ." есть еще известие что князь Кий ходил на Царьград: "...но се Кiй княжаше въ родѣ своемъ, и приходившу бо ему къ царю, якоже сказують, яко велику честь прiемъ отъ царя", тут два варианта, или посольство было, или за спиной у князя пару тысяч воинов стояло, а иначе с чего великая честь то. Имеются сведения и о дани, которую взымали со Славян Хазары и Варяги. А Славяне просто так платить не стали бы, значит были битвы и сражения. Упоминаются и Обры, которые "примучили" Дулебов. Всё это говорит, что Славяне не вели мирную жизнь землепашцев, а активно воевали, расширяли свои владения, где то удачно ходили в набег, а где то и терпели поражение, вынуждены были подчинятся более сильным соседям.

Города (крепости).

Древнерусский город. (Изображение взято из открытых источников)
Древнерусский город. (Изображение взято из открытых источников)

Не мало было к этому времени и городов у Славян, и вновь обращаемся к летописям, где прямо говорится у кого, какие города были и даже кто какой город основал. Любопытное известие об основании Новгорода: "И пришедше Словѣне съ Дуная и сѣдше у езера Ладожьскаго, и оттолѣ прiиде и сѣдоша около озера Илменя...и умножився имъ, и содѣлаша градъ и нарекоша Новградъ...", упоминание Смоленска: "Отъ нихъ же Кривичи, еже живуть на връхъ Волгы, и на верхъ Двины и на връхъ Днѣпра, ихъ же градъ есть Смоленескъ..." пару слов в летописях о Киеве: "и тако сотвориша себѣ градокъ, во имя брата своего старѣйшаго, якоже и бысть, и нарекоша имя ему градъ Кiевъ." Далее в летописях речь о многих городах: "а Лутичи и Тиверичи присѣдяху ко Дунаеви; и бѣ множество ихъ сѣдяху по Дънѣстру полны до моря, суть гради ихъ и до сего дне." То есть даже если имея в источниках одни летописи, видим множество городов у Славян. А город это не только центр власти, но и ремёсел, богатств, торгов (рынков), верований. Ещё интересный момент, иные в этом видят своё, а мне хочется показать, что Рюрик с братьями не на пустое место пришел, а уже в города: " и сѣде старѣишии в Ладозѣ Рюрикъ, а другии Синеоусь на Бѣлѣwзерѣ , а третѣи Труворъ въ Изборьсцѣ." Позже упоминаются Полоцк, Любеч, Искоростень и другие города Славян. Причём в договоре с Византией названы "старейшие грады", на ровне с Киевом, Чернигов и Переяславль. Умели наши предки селения строить, совсем уж не поворачивается язык говорить о неразвитости Славян.

Власть (князья, старейшины).

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

А где есть земли, торговля, города, дружины, там обязательно имеется власть. Так и у Славян, были родоплеменные союзы с сильной княжеской властью, а были и те, где вече со старейшинами решало все важные вопросы. Судя по летописям у Полочан в Полоцке, Дреговичей в Турове, Древлян в Искоростене, Полян Киеве были свои князья. Это кого называет древнерусские источники, и здесь же, читая договор видим множество князей по городам: "...таже на Черниговъ, и на Переаславль, и на Плътескъ, и на Ростовъ, и на Любечь и на прочаа грады: по тѣмь бо градомъ сѣдяху князьа под Олгомъ суще;" А вот например в Новгороде у Словен по иному власть устроена, они могут: " изгнаша я за море и не даша имъ дани, начаша сами себѣ владѣти и грады ставити: " а могут и старейшину поставить: "и посадиша старѣйшину Гостомысла;". В обязанности князей и старейшин не только входит война и сбор дани, но и защита населения от внешних врагов, да и внутренних, а так же соблюдение всеми законов и традиций, и в случае нарушения, вершить суд. А к этому времени у родоплеменных союзов Славян сложились весьма устойчивые традиции и законы, причем они могли и отличаться. Позже летописи говорят, что князь Владимир пытался всех Богов в одном месте поставить, объединить не только физически разные союзы племен но и духовно.

Законы (Обычаи, традиции)

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Пока законы Славян не обобщены "Русской правдой", посмотрим что летописи говорят об этом: "Имяху бо обычаи свои, законъ отъ отець своихъ и преданая, кождо ихъ свой нравъ имяху. Поляне бо своихъ отець обычай имуть кротокъ" о других племенах: "А Радимичи, и Вятичи и Сѣверяне единъ обычай имуть..." и подробней: "брака у нихъ не бываше, умыкаху у воды дѣвици жены себѣ" об умерших: "Аще кто умреть у нихъ, и творяхуть тризну надъ нимъ, и по семъ сотворять кладу велику, и возложать на кладу мрътвеца, и сожгуть е, и по семъ собравше кости и вложать въ судину малу, и поставляху на путѣхъ на столпѣхъ;". Говорится так же о законах у Древлян, Кривичей. Таким образом видим Славян со своими сформировавшимися обычаями и традициями. Не видно никакой отсталости и дикости.

И какие получаются выводы, Славяне вполне готовы были для создания собственной государственности, а их родоплеменные союзы можно уверенно называть государственными объединениями со всеми признаками государства. Оставалось только, что бы кто-то смог оказаться лучше в управлении и сильнее в дружинах, чем другие. Но а то что во главе Древней Руси оказались Рюриковичи, можно сказать повезло. Из десятков князей и старейшин, именно Игорь стал главой образовавшегося древнерусского государства. А погибни Олег в походе на Киев, могли бы бы во главе Руси оказаться иные князья: Аскольд, Дир, Тур, Мал или Рогволод, не мало их было, до Рюрика.

Но у меня возникает вопрос, разве последователи норманской теории не знакомы с летописями? Уверен, что знакомы и как раз их в основу своей теории и ставят, а как же тогда неспособность Славян к созданию государства? А оказывается они об этом и не говорят! Даже классический норманист, датский историк и лингвист В.Томсон отметивший, что «заложение первых основ русского государственного строя является делом скандинавов», подчеркнул, что «исполинское здание» на этом «основании» возвели «природные славяне». А последующие норманисты, уже в XIX веке категорически не разделяли позиции этого историка. Никто не умоляет заслуг Славян и их способностей. Зачем же тогда противники норманской теории, везде и всюду ругают летописи и ссылаются на это высказывание: "живяху звѣринымъ образомъ, живуще скотскы" ! А здесь всё просто, выдернутая из контекста фраза, и не желание просто открыть и прочесть источники. Ведь все "добродетели" и "способности" Славян взяты мной именно из той же летописи, откуда и эта "ужасная" фраза. И всё, больше о Славянах нет ничего плохого, от слова совсем!

И в завершении полная цитата из летописей: "А Древляне живяху звѣринымъ образомъ, живуще скотскы.....А Радимичи, и Вятичи и Сѣверяне....и живяху въ лѣсехъ, якоже всякый звѣрь,....Кривичи и прочiи поганiи, не вѣдуще закона Божiя, но творяще сами себѣ законъ." - думаю, мыслящие всё прекрасно поняли, и кстати Поляне в список "живуще скотскы" почему-то не попали:)

PS: В статье не использованы материалы других источников, которые подробнее рассказывают о набегах славянских дружин на города по Каспийскому морю - Дербент (арабские), а так же о множестве городов - Гардарика (скандинавские саги), и сборе дани и налогов - полюдье (византийские сочинения). Использованы только летописные источники Древней Руси. И их оказалось достаточно, что бы полностью опровергнуть один из постулатов, приписываемый Норманской теории, что Славяне не способны были на создание государства.