Все, кто интересуется отечественной историей, а учёные историки однозначно, знают, что есть такое направление в историографии, как норманизм. Как любая теория, она имеет свои положения, на чём-то основывается. И один из постулатов норманской теории происхождения русского государства, есть мысль, что Славяне "живяху звѣринымъ образомъ, живуще скотскы" не способны были на его создание. По крайне мере, на бытовом уровне и в многочисленных статьях на эту тему, во всемирной паутине, очень часто цитируют указанные изречения из летописей. А что если самим, не через призму чьих либо взглядов, посмотреть, что говорится в древних источниках о Славянах.
Но прежде, чем обратиться к летописям, для себя стоит напомнить, что же такое государство, каковы его признаки. Итак, государство - это политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. (одно из определений). И пару слов о признаках, прежде всего это разделение населения по территориальному принципу, наличие власти независимой от других, наличие людей или группы лиц осуществляющих власть, налоги и законы. А теперь посмотрим что же в летописях говорится о Славянах.
Территория.
В русских летописях история Славян возводится ко временам после потопа, а после рассказывается как расселились наши предки. И к IX веку, интересующему нас периоду, видно более десятка родоплеменных союзов от "Варяжского" до "Русского" морей. Летописец так пишет: " По мнозѣхъ же временехъ сѣли суть Словѣне по Дунаеви..." и "Такоже и тѣ Словѣне пришедше и сѣдоша по Днѣпру, и нарекошася Поляне, а друзiи Древляне, зане сѣдоша межю Препьтiю и Двиною, и нарекошася Дреговичи; а инiи Полочане..." летопись говорит и о других родоплеменных союзах, Радимичах, Вятичах, Кривичах, Северянах, Уличах, Тиверцах, собственно Словенах и других. Указываются места их расселения, откуда получили названия по именам вождей или по местности. "Бяста бо два брата в Лясѣхъ, Радимъ, а другый Вятко; пришедше же и сѣдоша Радимъ на Рсьшю, и прозвашася Радимичи, а Вятко сѣде с родомъ своимъ на Оцѣ , от него же прозвашася Вятичи..." И так летописи говорят не мало о Славянах, таким образом понятно, что сложилось определённая территория где жили наши предки, со своими границами, а так же указаны соседние племена и народы. Причем проживали Славяне здесь не одно столетие. Конечно была развита торговля, не просто так даётся описание знаменитого пути из Варяг в Греки, шел он как раз через Славянские земли:
Торговля.
Так говорит летопись об этом : "...и бѣ путь изъ Варягъ во Грекы; изъ Грекъ по Днѣпру, и во верхъ Днѣпра волокъ до Ловати, по Ловати внити въ Илмень езера устье течеть въ море Варяжское...", а где торговля там и деньги. География торговых путей указана летописцем очень обширная, это и Волжская Булгария и восточные страны за Каспийским морем и побережье Азовского моря и Рим: "...и по тому морю внити до Рима, отъ Рима по тому же морю ити ко Царюграду..." следующее в летописи: "... можетъ ити по Влъзѣ в Болгары и во Хвалиси, и на востокъ доити во жеребiй Симовъ." Если был торговый путь, значит была торговля, а стало быть есть чем торговать, что сделали, что произвели, изготовили, добыли. Как то не очень похоже на сидящих в лесах, живущих звериным обычаем. А дальше ещё интересней.
Войско (армия, дружины).
Военные походы славян, так же не редки были, есть упоминание об этом и в летописях. А любой поход, особенно на Византию требовал достаточно материальных и людских ресурсов. Одна община или род однозначно не смогли бы провести такое масштабное мероприятие. Смотрим что летописи об этом говорят: "При семъ приидоша Русь на Царьградъ в кораблехъ, бе число корабль двестѣ ; шедше в судѣх, много зла створиша Грѣкомъ и убииство велико крестьяномъ." есть еще известие что князь Кий ходил на Царьград: "...но се Кiй княжаше въ родѣ своемъ, и приходившу бо ему къ царю, якоже сказують, яко велику честь прiемъ отъ царя", тут два варианта, или посольство было, или за спиной у князя пару тысяч воинов стояло, а иначе с чего великая честь то. Имеются сведения и о дани, которую взымали со Славян Хазары и Варяги. А Славяне просто так платить не стали бы, значит были битвы и сражения. Упоминаются и Обры, которые "примучили" Дулебов. Всё это говорит, что Славяне не вели мирную жизнь землепашцев, а активно воевали, расширяли свои владения, где то удачно ходили в набег, а где то и терпели поражение, вынуждены были подчинятся более сильным соседям.
Города (крепости).
Не мало было к этому времени и городов у Славян, и вновь обращаемся к летописям, где прямо говорится у кого, какие города были и даже кто какой город основал. Любопытное известие об основании Новгорода: "И пришедше Словѣне съ Дуная и сѣдше у езера Ладожьскаго, и оттолѣ прiиде и сѣдоша около озера Илменя...и умножився имъ, и содѣлаша градъ и нарекоша Новградъ...", упоминание Смоленска: "Отъ нихъ же Кривичи, еже живуть на връхъ Волгы, и на верхъ Двины и на връхъ Днѣпра, ихъ же градъ есть Смоленескъ..." пару слов в летописях о Киеве: "и тако сотвориша себѣ градокъ, во имя брата своего старѣйшаго, якоже и бысть, и нарекоша имя ему градъ Кiевъ." Далее в летописях речь о многих городах: "а Лутичи и Тиверичи присѣдяху ко Дунаеви; и бѣ множество ихъ сѣдяху по Дънѣстру полны до моря, суть гради ихъ и до сего дне." То есть даже если имея в источниках одни летописи, видим множество городов у Славян. А город это не только центр власти, но и ремёсел, богатств, торгов (рынков), верований. Ещё интересный момент, иные в этом видят своё, а мне хочется показать, что Рюрик с братьями не на пустое место пришел, а уже в города: " и сѣде старѣишии в Ладозѣ Рюрикъ, а другии Синеоусь на Бѣлѣwзерѣ , а третѣи Труворъ въ Изборьсцѣ." Позже упоминаются Полоцк, Любеч, Искоростень и другие города Славян. Причём в договоре с Византией названы "старейшие грады", на ровне с Киевом, Чернигов и Переяславль. Умели наши предки селения строить, совсем уж не поворачивается язык говорить о неразвитости Славян.
Власть (князья, старейшины).
А где есть земли, торговля, города, дружины, там обязательно имеется власть. Так и у Славян, были родоплеменные союзы с сильной княжеской властью, а были и те, где вече со старейшинами решало все важные вопросы. Судя по летописям у Полочан в Полоцке, Дреговичей в Турове, Древлян в Искоростене, Полян Киеве были свои князья. Это кого называет древнерусские источники, и здесь же, читая договор видим множество князей по городам: "...таже на Черниговъ, и на Переаславль, и на Плътескъ, и на Ростовъ, и на Любечь и на прочаа грады: по тѣмь бо градомъ сѣдяху князьа под Олгомъ суще;" А вот например в Новгороде у Словен по иному власть устроена, они могут: " изгнаша я за море и не даша имъ дани, начаша сами себѣ владѣти и грады ставити: " а могут и старейшину поставить: "и посадиша старѣйшину Гостомысла;". В обязанности князей и старейшин не только входит война и сбор дани, но и защита населения от внешних врагов, да и внутренних, а так же соблюдение всеми законов и традиций, и в случае нарушения, вершить суд. А к этому времени у родоплеменных союзов Славян сложились весьма устойчивые традиции и законы, причем они могли и отличаться. Позже летописи говорят, что князь Владимир пытался всех Богов в одном месте поставить, объединить не только физически разные союзы племен но и духовно.
Законы (Обычаи, традиции)
Пока законы Славян не обобщены "Русской правдой", посмотрим что летописи говорят об этом: "Имяху бо обычаи свои, законъ отъ отець своихъ и преданая, кождо ихъ свой нравъ имяху. Поляне бо своихъ отець обычай имуть кротокъ" о других племенах: "А Радимичи, и Вятичи и Сѣверяне единъ обычай имуть..." и подробней: "брака у нихъ не бываше, умыкаху у воды дѣвици жены себѣ" об умерших: "Аще кто умреть у нихъ, и творяхуть тризну надъ нимъ, и по семъ сотворять кладу велику, и возложать на кладу мрътвеца, и сожгуть е, и по семъ собравше кости и вложать въ судину малу, и поставляху на путѣхъ на столпѣхъ;". Говорится так же о законах у Древлян, Кривичей. Таким образом видим Славян со своими сформировавшимися обычаями и традициями. Не видно никакой отсталости и дикости.
И какие получаются выводы, Славяне вполне готовы были для создания собственной государственности, а их родоплеменные союзы можно уверенно называть государственными объединениями со всеми признаками государства. Оставалось только, что бы кто-то смог оказаться лучше в управлении и сильнее в дружинах, чем другие. Но а то что во главе Древней Руси оказались Рюриковичи, можно сказать повезло. Из десятков князей и старейшин, именно Игорь стал главой образовавшегося древнерусского государства. А погибни Олег в походе на Киев, могли бы бы во главе Руси оказаться иные князья: Аскольд, Дир, Тур, Мал или Рогволод, не мало их было, до Рюрика.
Но у меня возникает вопрос, разве последователи норманской теории не знакомы с летописями? Уверен, что знакомы и как раз их в основу своей теории и ставят, а как же тогда неспособность Славян к созданию государства? А оказывается они об этом и не говорят! Даже классический норманист, датский историк и лингвист В.Томсон отметивший, что «заложение первых основ русского государственного строя является делом скандинавов», подчеркнул, что «исполинское здание» на этом «основании» возвели «природные славяне». А последующие норманисты, уже в XIX веке категорически не разделяли позиции этого историка. Никто не умоляет заслуг Славян и их способностей. Зачем же тогда противники норманской теории, везде и всюду ругают летописи и ссылаются на это высказывание: "живяху звѣринымъ образомъ, живуще скотскы" ! А здесь всё просто, выдернутая из контекста фраза, и не желание просто открыть и прочесть источники. Ведь все "добродетели" и "способности" Славян взяты мной именно из той же летописи, откуда и эта "ужасная" фраза. И всё, больше о Славянах нет ничего плохого, от слова совсем!
И в завершении полная цитата из летописей: "А Древляне живяху звѣринымъ образомъ, живуще скотскы.....А Радимичи, и Вятичи и Сѣверяне....и живяху въ лѣсехъ, якоже всякый звѣрь,....Кривичи и прочiи поганiи, не вѣдуще закона Божiя, но творяще сами себѣ законъ." - думаю, мыслящие всё прекрасно поняли, и кстати Поляне в список "живуще скотскы" почему-то не попали:)
PS: В статье не использованы материалы других источников, которые подробнее рассказывают о набегах славянских дружин на города по Каспийскому морю - Дербент (арабские), а так же о множестве городов - Гардарика (скандинавские саги), и сборе дани и налогов - полюдье (византийские сочинения). Использованы только летописные источники Древней Руси. И их оказалось достаточно, что бы полностью опровергнуть один из постулатов, приписываемый Норманской теории, что Славяне не способны были на создание государства.