Сегодня мы поговорим об очень актуальной и жизненной теме. О этом трубят все глянцевые журналы и мировое сообщество. Об этом трубил римский суд в 17 веке и даже библейские сюжеты. И да, это имеет отношение к живописи. Речь пойдёт о харассменте, насилии над женщинами и его влиянии на становление личности угнетаемой. Всё это на примере одной очень любопытный и известной художницы Артемизии Джентилески ее не менее известного полотна «Юдифь и Олоферн».
А кто жертва?
Копать надо глубже, начиная с детства Артемизии. Дочь художника Орацио Джентилески (известный, между прочим, итальянский художник), вечное дитя мастерской, где творил отец и его друзья-ровесники. Поняли, к чему я веду?
Насилие и месть
В 20 лет девушка пишет полотно, прославившее ее далеко за пределами Рима. Сюжетом избирает ветхозаветную историю, любимую многими художниками, но как всё переворачивает! Впрочем об этом чуть позже.
Вкратце: Юдифь обезглавливает ассирийского военачальника Олоферна (который положил на неё глаз и не только глаз) ради спасения своего народа. Гражданская героиня, не иначе, не желающая отдаваться пристающему к ней сильному и физически, и социально мужчине.
Артемизии 20, повторюсь, она молода и прекрасна. Что побуждает ее создать работу на тему насилия и угнетения женщины, да ещё и в такой манере? В отличие от того же Караваджо (который был тот ещё реалист вплоть до грязи под ногтями у героев полотен), Артемизия писала резко, жёстко, со смачными струями крови и грязными простынями.
Ответ прост и горьк: за год до написания картины юная Артемизия подвергается насилию со стороны товарища ее отца по мастерской Агостино Тасси. После судебного процесса, длившегося 7 месяцев, к слову, унизительного и мучительного для девушки, Тасси-таки был признан виновным и приговорён к году тюрьмы. К году, господа!
Призраки прошлого
Из Рима пришлось уехать — сначала на время, потом навсегда. Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак был устроен отцом девушки), Артемизия переезжает во Флоренцию. Работает под покровительством Козимо II Медичи, дружит с Галилеем. Внешне всё хорошо. Но хорошо ли?
Через 15 лет пишет вторую версию своей Юдифи — ещё более кровожадную и мрачную, с фонтаном крови. Так плавно личные драмы перетекают в драмы сюжетов полотен.
Неаполитанцы в Москве
В ГМИИ открылась выставка из собрания музея Неаполя. Без очередей, толкотни, без особого выбора. Неаполитанских гостя три — три полотна, в числе которых «Юдифь и Олоферн», о котором я вам рассказала сейчас. Выставка — предтече масштабной выставки, которая откроется в Москве в 2020 году, там итальянских работ будет уже значительно больше.
Надеюсь, удалось удивить вас и порадовать новыми знаниями. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Впереди статья о втором не менее заметном «госте» из Неаполя!