Найти тему
Ситх-искусствовед

Насилие и харассмент в живописи

Сегодня мы поговорим об очень актуальной и жизненной теме. О этом трубят все глянцевые журналы и мировое сообщество. Об этом трубил римский суд в 17 веке и даже библейские сюжеты. И да, это имеет отношение к живописи. Речь пойдёт о харассменте, насилии над женщинами и его влиянии на становление личности угнетаемой. Всё это на примере одной очень любопытный и известной художницы Артемизии Джентилески ее не менее известного полотна «Юдифь и Олоферн».

А кто жертва?

Копать надо глубже, начиная с детства Артемизии. Дочь художника Орацио Джентилески (известный, между прочим, итальянский художник), вечное дитя мастерской, где творил отец и его друзья-ровесники. Поняли, к чему я веду?

Насилие и месть

В 20 лет девушка пишет полотно, прославившее ее далеко за пределами Рима. Сюжетом избирает ветхозаветную историю, любимую многими художниками, но как всё переворачивает! Впрочем об этом чуть позже.

фото взято из личного архива
фото взято из личного архива

Вкратце: Юдифь обезглавливает ассирийского военачальника Олоферна (который положил на неё глаз и не только глаз) ради спасения своего народа. Гражданская героиня, не иначе, не желающая отдаваться пристающему к ней сильному и физически, и социально мужчине.

Артемизии 20, повторюсь, она молода и прекрасна. Что побуждает ее создать работу на тему насилия и угнетения женщины, да ещё и в такой манере? В отличие от того же Караваджо (который был тот ещё реалист вплоть до грязи под ногтями у героев полотен), Артемизия писала резко, жёстко, со смачными струями крови и грязными простынями.

Попыталась запечатлеть для вас картину фрагментарно
Попыталась запечатлеть для вас картину фрагментарно

Ответ прост и горьк: за год до написания картины юная Артемизия подвергается насилию со стороны товарища ее отца по мастерской Агостино Тасси. После судебного процесса, длившегося 7 месяцев, к слову, унизительного и мучительного для девушки, Тасси-таки был признан виновным и приговорён к году тюрьмы. К году, господа!

Из Рима пришлось уехать — сначала на время, потом навсегда. Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак был устроен отцом девушки), Артемизия переезжает во Флоренцию. Работает под покровительством Козимо II Медичи, дружит с Галилеем. Внешне всё хорошо. Но хорошо ли?

Через 15 лет пишет вторую версию своей Юдифи — ещё более кровожадную и мрачную, с фонтаном крови. Так плавно личные драмы перетекают в драмы сюжетов полотен.

Неаполитанцы в Москве

-4

В ГМИИ открылась выставка из собрания музея Неаполя. Без очередей, толкотни, без особого выбора. Неаполитанских гостя три — три полотна, в числе которых «Юдифь и Олоферн», о котором я вам рассказала сейчас. Выставка — предтече масштабной выставки, которая откроется в Москве в 2020 году, там итальянских работ будет уже значительно больше.

Надеюсь, удалось удивить вас и порадовать новыми знаниями. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Впереди статья о втором не менее заметном «госте» из Неаполя!