Десятиклассники на одном из уроков спросили, что мне запомнилось из моей школьной жизни. Чтобы не копаться в воспоминаниях, и преследуя уже свои цели познания в столь интересной для меня теме, я переспросил, что осталось в памяти у них за прошедший учебный год. Поначалу это вызвало замешательство, потом начали появляться первые «события минувшей жизни», как сказал один из учеников. Спустя пару минут уже весь класс с хохотом и демонстрацией рассказывал (показывал), как играли сценку на одном из школьных вечеров. На мой вопрос про уроки, не запомнились разве они, родился коллективный ответ, мол уроки — это уроки, что с них взять. Когда учитель что-нибудь жизненное рассказывает, послушать можно, говорили школьники. «Вот мы вместе с вами клип сняли, вот это было круто», - заявил один из учеников, и все подхватили, загалдели, вспоминая кто какую роль там сыграл.
Вот после этого я и ответил десятиклассникам, что запомнилось мне в школе. Атмосфера. Дух того времени. Как играли, как танцевали, как ходили в походы, как жили в школе. Все то, что лежит за расписанием, за учебными планами и нагрузками.
Не зря школы сравнивают с айсбергом, где видимая часть, скорее обучающая составляющая, а огромная подводная, скрытая, зачастую оказывает не меньшее влияние на ребенка.
Для пояснения этой идеи можно подробней вспомнить о знаменитой триединой дидактической задаче, которую каждый советский учитель должен был формулировать в плане каждого урока: задачу обучения, воспитания и развития. Действительно, на уроке явно (наблюдаемо) разворачивается только один (двуединый) процесс - обучение-учение: обучение как передача информации и организация деятельности класса и учение как выполнение учениками некоторых действий по заданию учителя. Относительно этого двуединого процесса учитель и может ставить задачу обучения, которая формулируется в терминах и проверяемых действиях (операциях) и их результатах (эффектах). Например, решение уравнений, повторение слов. В то же время каждый мало-мальски толковый учитель понимает, что на уроке происходит еще что-то. Это «что-то» дидакты и назвали развитием и воспитанием.
Можно сказать, что скрытой реальностью мы называем некоторое множество факторов школьной жизни, которые оказывают как прямое образовательное воздействие, так и косвенное, являясь условием для того или иного протекания процесса обучения и явных процессов организации деятельности учителей и школьников в школе. По моему мнению особое внимание надо уделять «атмосфере школы» («школьной жизни»), «лице школы», «укладе школы», «школьный климат», «скрытое образование» как особых характеристиках образовательного учреждения, в которых подчеркивается его специфика.