Устроиться на работу в салон МТС меня сподвиг размер зарплаты: 25-30 тысяч – это очень даже неплохо по меркам нашего небольшого города. Я еще не знала, что меня ожидает!
Начнем с продолжительности рабочего дня. Предполагается, что закон ограничивает ее 8 часами. Но руководство МТС, похоже, о законах не слышало, и хотя в договоре указан 8-часовой рабочий день, реально 12 часов – это не предел!
Теоретически мы закрываемся в девять часов вечера, но практически нас задерживали до часу ночи и даже дольше. Причины могут называться разные: то план не выполняется, то сотрудников не хватает, а то и без объяснения причин – потому, что левой пятке начальника так захотелось.
То же самое касается выходных: за три месяца, что я отработала там, у меня их почти не было! Государственные праздники тоже игнорируются.
Это можно было бы терпеть, если бы за сверхурочную работу доплачивали, но в том-то и дело, что вопрос о доплате за работу по ночам, в праздники и выходные даже не ставится.
Круг моих обязанностей точнее всего определялся известной поговоркой – «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Я занималась практически всем – от приема товаров до уборки помещения. Да-да, пол и витрину тоже мыла я! И никого не интересовало, как мне выкроить на это время, если на мне было абсолютно все: я принимала и выкладывала новые товары, принимала бракованные гаджеты и отправляла их в сервисный центр, учила всему новых работников, принимала платежи, оформляла кредиты… словом, проще сказать, чего я НЕ делала (хотя трудно найти такую обязанность, которую не возложили бы на меня). И при всем при том мне еще надо было находить время для моей основной функции – продажи товаров.
О продаже следует сказать особо. Продать что-то, не обманув покупателя, было практически невозможно. Перед покупателями откровенно стыдно, но что делать: либо совесть, либо продажи, от уровня которых напрямую зависит зарплата.
Причем показатели учитываются не отдельно для каждого сотрудника, а в целом по салону! Иными словами, я могла надрываться с утра до ночи, а кто-то другой бездельничал, а зарплата у нас оказывалась одинаковой.
Из зарплаты могут вычесть еще и за недостачу. Постоянно находясь под страхом этого, инвентаризацию проводила по всякому поводу и без повода: перешла на другую точку, кто-то уволился и т.д.
Что особенно выводило из себя, так это постоянная «забота» руководства об уровне нашей квалификации. Каждый день после работы – собрания с «разбором полетов», заканчивающиеся за полночь, когда уже не ходит общественный транспорт (а машины у меня нет, но кого это интересует!), бесконечные экзамены, тренинги и т.п.
Помогает ли это работать лучше? Я бы так не сказала, а вот унижение, внушение, что ты ничего не умеешь и не можешь – это обеспечено. Такое чувство, что все это организуется специально для понижения самооценки сотрудников, чтоб не требовали ни повышения зарплаты, ни улучшения условий труда.
О, условия труда – это отдельная «песня»! В салоне (pardon) отсутствует уборная, так что для удовлетворения соответствующих естественных потребностей приходится использовать ведро. Вопрос об отоплении, об утеплении помещения даже не ставится.
Зимой холод в салоне стоит такой, что пол при попытке его вымыть покрывается ледяной коркой, а от сотрудников требуют строго соблюдения формы одежды: свитер, теплые сапоги – ни-ни, исключительно кофточка с коротким рукавом и туфельки!
Можно было бы сказать, что единственным достоинством оставалась хорошая зарплата, но в скором времени не стало и ее: после изменения системы начисления она упала ниже 10 тысяч. Это было последней каплей, я решила, что с меня хватит такого беспредела. В общем, в МТС я больше не работаю и никому не советую!