Найти тему
История разведки

Адольф Толкачев – самый высокооплачиваемый агент ЦРУ

Эту историю лучше рассказать с конца.

В 1987 году в США появился стратегический бомбардировщик В-2. Он создан по особой технологии и был малозаметен для радаров. В открытой прессе его сразу же окрестили «самолетом-невидимкой». На этот проект были израсходованы миллиарды долларов. Однако по летным характеристикам самолет оказался неудачным, а его так называемая радиолокационная невидимость иллюзией. В марте 1999 года он был сбит в небе Югославии ракетой советской системы ПВО С-300. Вскоре производство бомбардировщика В-2 было прекращено.

-2

Как же ведущие конструкторы компании Northrop Grumman могли так оплошать? Дело в том, что они получили добытые ЦРУ секретные документы о проводимых в Советском Союзе разработках «самолета-невидимки» и взяли их за основу своей конструкции. А документы эти были дезинформацией, ловко составленной нашими контрразведчиками. Уловка сработала. В США потратили годы и миллиарды долларов на проект создания супербомбардировщика и в итоге зашли в тупик.

Как же удалось нам обмануть американскую разведку и подсунуть ей «пустышку»? Вот здесь и начинается наша шпионская история.

С середины 50-х годов в НИИ «Фазотрон» трудился ни чем особо не примечательный ведущий специалист. Так себе, средней руки ученый. В конце 70-х это был уже немолодой мужчина, сутулый, небольшого роста, страдающий гипертонией. В коллективе был малообщителен и скрытен, хотя принимал участие в устраиваемых зимой лыжных соревнованиях.

-3

Специалист этот считал, что его талант электронщика недооценён. Продвижению во многом мешала беспартийность. В то время на руководящие должности выдвигали только членов КПСС. Вот он и затаил обиду на своих руководителей. Тайно мечтал о комфортной жизни на Западе, где его способности и талант были бы замечены. Своими мыслями мог делиться только с женой, которая разделяла его взгляды. Кстати, она тоже работала в том же НИИ. А институт этот был секретным, поскольку занимался разработкой радиоэлектронного оборудования и радаров для военной авиации.

Как же воплотить свою мечту, размышлял он. За границу не уедешь. С таким допуском к секретам никого туда не пускают. Только если установить контакт с американцами в Москве. Они помогут. Их не может не заинтересовать темы, которыми занимается институт. Так у ведущего специалиста НИИ «Фозотрон» созрел план стать американским шпионом.

-4

Пришло время назвать его имя. Это Адольф Толкачев. Таких как он, желающих продать государственные и военные секреты, называют «инициативниками». Толкачев стал искать возможность связаться с сотрудниками посольства США. Он жил в сталинской высотке на площади Восстания, которая была построена для работников авиационной промышленности. Здание своим фасадом выходит на Садовое кольцо, как раз в месте, где находится американское посольство.

Толкачев стал следить за передвижениями его сотрудников. Какие магазины посещают, куда едут отдыхать на выходные. Запоминал номера машин, на каких бензоколонках заправляются. Ему удалось несколько раз незаметно оставить записки с предложением своих услуг и координатами для связи. Но желаемого результата достичь никак не получалось. Не шли американцы с ним на контакт.

Дело в том, что московская резидентура ЦРУ в то время избегала работать с «инициативниками». Опасалась внедрения в свои сети агентов-двойников КГБ. Такие случаи были и не раз. Так всё бы и продолжалось, пока в резидентуру не поступил запрос из штаб-квартиры ЦРУ о необходимости получения информации о проводимых в Советском Союзе секретных разработках в области ракетостроения и авиации. Тут и вспомнили об Адольфе Ткачеве, и вышли с ним контакт.

Новоиспеченный шпион отказался работать через тайники. Для него была разработана целая система личных встреч для передачи технической документации и секретных документов. Их копии он снимал на работе миниатюрной камерой, уединившись в туалете, и дома, когда выносил документы из института в обеденный перерыв. Система сигналов о готовности выхода на встречу была довольно проста. Агент в определенное время открывал форточку в окне своей квартиры или включал свет.

С 1979 года в течение почти шести лет Толкачев передал американцам тысячи фотопленок с чертежами и схемами новейшей авиационной и ракетной техники, их тактико-техническими характеристиками, а также проектную документацию деталей и узлов. В их числе были данные о том, как работает система опознавания «свой-чужой» в вооруженных силах Советского Союза. Если эту систему вывести из строя, то вся военная авиация, ПРО и РЛС ПВО будут парализованы.

Работой своего агента американцы были несказанно довольны. Ему была присвоена кличка «Сфера». Его считали самым эффективным агентом, поскольку украденные им секреты сэкономили миллиардные суммы. Оплачивать его работу не скупились. Есть сведения, что на банковский счет Толкачева в США положили 2 млн. долларов. Это в то время была огромная сумма. Ну и наличными в советских рублях ему досталось больше миллиона.

-5

Да только тратить эти деньги шпиону было некуда. Опасаясь своего разоблачения, он предпочитал вести скромный образ жизни, не привлекая в себе постороннего внимания. Имел за городом небольшую дачу, ездил на обыкновенных жигулях и этим довольствовался. Видно ждал, когда кураторы подготовят операцию по его отправке в США.

Однако, как говорят в разведке, свой предатель найдется и на каждого изменника. Нашелся такой и на Толкачева. Сначала его в 1984 году сдал сотрудник ЦРУ Эдвард Ховард. Его готовили в качестве связника для агента «Сфера». Перед самой командировкой Ховарда забраковали и уволили - не прошел проверку на полиграфе. Он обиделся и тоже стал «инициативником». Продал «Сферу» сотруднику КГБ в Вене. Позже эту информацию подтвердил Олдрич Эймс – наш «крот» в штаб-квартире ЦРУ.

Тайный обыск на даче Толкачева подтвердил все подозрения. В этот период контрразведке и удалось через него подставить американцам дезинформацию.

-6

В июне 1985 года Толкачев ехал с дачи на своих жигулях. Он был в легком подпитии, за рулем была его жена. Ничего не предвещало для них опасности. Машину остановили оперативники КГБ в форме сотрудников ГАИ. Предателя и его жену мгновенно скрутили и отправили в следственный изолятор в Лефортово.

Толкачев во всем признался и, надеясь, что ему сохранят жизнь, стал сотрудничать со следствием. Оно длилось около года. Предатель понес заслуженное наказание – в сентябре 1986 года его расстреляли. Жене Наталье присудили длительный тюремный срок как сообщнице.