Найти тему
Александр Хакимов

Интервью Александра Хакимова на Йога-радио "Об искусстве", часть 1

«Искусство как способ обретения гармонии». Часть 1

Ума: Добрый день, дорогие друзья! В эфире программа Shanti People Live, и с вами Ума. Сегодня у меня особенный день, потому что в гостях мой самый любимый и удивительный человек. Его зовут Александр Геннадьевич Хакимов. Здравствуйте, Александр Геннадьевич.

Александр Хакимов: Здравствуйте.

Ума: Сегодня я хотела бы с Вами затронуть тему искусства. И Shanti People, или Shanti People Live – это программа, или общество людей, которые ищут внутреннюю гармонию, пытаются ее найти с помощью различных вещей: йоги, искусства, спорта, духовных поисков. То есть, Shanti People – это все люди, которые стремятся обрести внутренний мир и покой. Вы могли бы рассказать, что такое «шанти», как Вы понимаете, что такое гармония? Что нужно для того, чтобы её обрести?

Александр Хакимов: Это глубоко философский вопрос. Я бы не хотел усложнять интервью философскими терминами. Не думаю, что люди готовы сразу же по-философски мыслить на основе, скажем, «Бхагавад-Гиты» или с точки зрения Абсолютной истины. «Шанти», покой – это то, чем могут обладать высоко духовные люди, это их неотъемлемый атрибут. Например, они могут контролировать гнев, поскольку умиротворены, их цель – привносить мир, баланс, равновесие в общество. Но эти люди имеют возвышенное сознание, и они могут понимать, что в жизни есть высшие контролирующие силы. И осознавая то, как действуют эти высшие силы, они успокаиваются, умиротворяются. Мы полагаем, что высшие силы враждебны по отношению к человеку, скажем, как силы природы, и потому мы становимся обеспокоенными, принимаем оборонительную позицию и начинаем строить планы, как защищаться: от людей, природы, холода, голода, безденежья. Мы попадаем в сферу страха, и это значит, что «шанти» покидает нас, мир уходит из нашего сердца. Мы начинаем бороться друг с другом всерьез за выживание. А высоко духовные люди понимают, что бороться здесь не за что, так как высшие силы уже все организовали, нам нужно лишь войти в гармонию с ними. Это называется йога – поиск общего языка с Богом в нашем сердце. Так жизнь становится умиротворенной, подобные люди становятся носителями счастья, мира, гармонии, знания, теми людьми, которых сейчас в мире так не хватает. Мы должны иметь больше возможностей общаться с такими людьми, чтобы заимствовать эти высшие энергии, силы, качества. В «Бхагавад-Гите» говорится, что человек должен понимать: Бог – обладатель всего, мне ничего здесь не принадлежит. Мы успокаиваемся, потому что Бог распределяет все равным образом, как добрый Отец для своих детей. Мы можем ссориться, но перед ним мы все равны.

Следующий важный момент: Бог – обладатель всего и друг всех живых существ. Он никого не забудет и не обделит вниманием, и если я так думаю, это значит, что я обладаю верой. Все наши усилия в жизни, совершаются для Его удовлетворения. Если мы себе что-то присваиваем, то начинаем завидовать другим и друг другу, считать у кого больше, а у кого меньше, то есть мы начинаем видеть недостатки, ссориться, конфликтовать из-за зависти. Но если все наши плоды деятельности посвящаются Богу, то наступит мир. Эта основа мироустройства описана в «Бхагавад-Гите».

Ума: А как это понять практично, чтобы не спекулировать? Я могу работать и говорить, что делаю это для Бога, но оставаться жадным и эгоистичным по отношению к другим людям. Каков критерий оценки?

Александр Хакимов: Это один из важных моментов, так как человек может легко обмануть другого, ввести в заблуждение, но Бога обмануть невозможно. Господь находится в нашем сердце. Если я что-то делаю как будто для Бога, но при этом я преследую свои корыстные мотивы, продолжаю кого-то обманывать и эксплуатировать, то в результате получу, соответствующую обратную реакцию со стороны людей, обязательно наступит разоблачение. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Искренность моих мотивов будет определяться тем, насколько меня любят другие люди. Они могут уважать мою силу, власть, деньги, или мои идеалы, но их любви я так и не получу, останусь в одиночестве. Я хотел обмануть Бога, но обманул себя. Чего бы я ни достиг при помощи лжи, результат будет плачевный.

Ума: То есть для этого может потребоваться целая жизнь?

Александр Хакимов: Так на деле и получается. Сейчас люди от начала и до конца страдают, всю свою жизнь, их судьбы становятся все более и более тяжелыми. Не только в конце жизни они получают горький опыт, но могут его получить и в самом начале, родившись, к примеру, в плохой семье.

Ума: Скажите, что способствует обретению внутренней гармонии, кроме общения с мудрыми людьми? Может быть, это искусство? Не все люди занимаются йогой или духовной практикой, но что ещё им может помочь обрести успокоение? Или это возможно только в связи с Абсолютом?

Александр Хакимов: Искусство – это особая сфера жизни, у него есть своё предназначение – проникать в запредельные области, куда людям трудно войти при помощи современной науки, логики, или обычного житейского опыта. Порой философия бессильна, так как большинство людей не понимают их глубокого смысла, скажем «Веданта-сутры» или иных трактатов на санскрите. Вряд ли это возможно в современном обществе. Но искусство может это показать при помощи метафор, музыки.

Музыка – это форма отречения, говорится в Ведах. Она переносит человека в иные сферы сознания, отрывает от обыденной жизни. Мечты могут реализовываться в сердце при помощи музыки, искусства, творчества. Она служит способом передачи мудрости. Конечно, искусство можно извратить, превратить его в какое-то кривлянье, самовозвеличивание или желание выделиться. Но это уже не искусство, согласно Ведам, это не его предназначение. Искусство, которое прославляет человека, его эго, его личную славу, его личные качества, становится более или менее бытовым и, как бы «животного» происхождения. Животные тоже искусны в беге или прыжках, и человек учиться у них: к примеру, наблюдая за полётом птицы, он может сконструировать самолёт. Не нужно учиться искусству, которое служит просто еде, сну, совокуплению и обороне, то есть потребностям тела, так как оно уже в нас заложено. Любая девушка знает, как общаться с мальчиком, а мальчик знает, как привлекаться девочкой, тут не нужна наука.

Современное искусство показывает в большинстве своём только эти вещи: как люди обороняются, дерутся, применяют оружие, обнимаются, занимаются сексом. Искусство принимает «животное» происхождение. Но его предназначение как раз в том, чтобы оторвать человека от этих принципов – еды, сна, совокупления и обороны и преподнести иные, духовные сферы, так как это его изначальная природа. Особенно это касается музыки и театра. Театр – это синтез всех искусств, это очень могущественный способ возвышения цивилизации, культуры. Музыка играет центральную роль, с её помощью можно озвучить стихи и вызвать настроение, необходимое для понимания их смысла. Мы заметили такую интересную особенность в истории искусства современного мира: когда люди говорят плохие вещи, выражают критику, или откровенную глупость, то их не слушают, что естественно – никто не хочет слушать подобное. Но, если вы, то же самое подадите в форме красивой музыки, люди начнут повторять это, примут, усвоят и поддадутся самообману.

Музыка необходима для того, чтобы возвысить свой разум. Можно, например, пропеть шлоки на санскрите из «Бхагавад-Гиты». И даже, если мы не понимаем их прямого смысла, еще не готовы к этому, то музыка уже помогает ощутить атмосферу этих стихов, их настроение. И постепенно усваивая это приятное настроение, хочется еще и ещё слушать, и затем проникать в смысл стихов. Музыка и иное творчество – проводник знания, но если мы его используем для деградации, то мы разрушаем всю культуру.

Ума: Это был мой следующий вопрос. Я хотела поинтересоваться, какой же вид искусства глубже всего влияет на человека? Есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но Веды говорят, что звук первичен, он важнее. Как понять такую житейскую мудрость? Как Вы думаете?

Александр Хакимов: Вначале было слово, звучание, звук. И звук побуждает к действию, на любой звук у нас есть реакция. Конечно, если мы находимся в мешанине звуков, мы можем просто не слышать, не обращать внимания ни на что. Но представьте, если вы находитесь долгое время в полной тишине. Иногда йоги делают это, они отстраняются подальше от звуков, от образов, и там они в безмолвии сидят и медитируют, сохраняют бодрость и полное внимание. Тогда они начинают слышать то, что обычное ухо не слышит.

Высоко в горах есть тонкие вибрация, которые не так просто услышать, они проникают в сердце. Если в хорошую погоду вы поднимаетесь куда-то в горы, оторвавшись от всего мирского, садитесь и сразу чувствуете, как покой проникает в вас. Когда вы успокаиваетесь, ваши мысли начинают ритмично двигаться, все располагается по полочкам вашего сознания, упорядочивается, и вы чувствуете радость, тихую музыку внутри себя. Это можно испытать при помощи внешнего звука, найти ритмы покоя, и мысли человека придут в порядок. Мы слышим сердцем, но не всегда воспринимаем это явно. К примеру, мы спим, и вдруг нам становится не по себе, потому что в комнате холодно, но мы не понимаем во сне причину беспокойства. И вдруг вас укрывают во сне, вы также остаётесь в неведении относительно случившегося, но вам сразу становится лучше, начинают сниться хорошие сны. Вы не понимаете, что происходит, но чувствуете, что вам стало лучше, когда вы услышали определённую мелодию. Увидеть это труднее. Когда мы соприкасаемся со сферой музыки, другими пространствами и измерениями, мы их не видим, но ощущаем при помощи звуков. Когда мы учимся слушать, то начинаем понимать и духовную форму, мы приступаем к трансцендентной медитации.

Музыка всегда сопровождается воспеванием имен Бога. Божественная атмосфера будет раскрывать свои формы, цвет, вкус, и многое другое. Это очень высокая форма йоги. Нам нужно возрождать искусство музыки. Сейчас необходимо изучать ведическую культуру, чтобы привнести людям понимание живой и тонкой сферы звуков.

Когда компьютер воспроизводит звуки, человек чувствует искусственность их звучания. Ему нравится, так как это напоминает, скажем, голос человека, или другой естественный звук. Но этот звук мертвый, он лишь отражение, тогда как мы нуждаемся в живом космическом звуке, исходящим из сердца. Вот почему важно, чтобы пел человек, а не компьютер. Нужно учиться «оживлять» звук.

Интервью проводила Ума, лидер группы Shanti People