Найти тему

Культурная биография валенок

Удивительная вещь: с праславянского слово «зима» переводится как «холодное неприятное время». С этим никак нельзя согласиться, ведь кто не улыбнется при мысли о Новом годе и Рождестве, о зимних горках и забавах, об узорчатом окне и румяности щек? Когда первый день зимы пришел, мы с радостью достали с антресолей зимнюю одежду и обувь, прикоснувшись тем самым к приятным воспоминаниям. Валенки – это, наверное, тот предмет, который есть у каждого русского человека: они согревают и выручают в самый суровый мороз. У вещей тоже есть душа и свой жизненный путь. Мы предлагаем вам совершить вместе с нами путешествие по ключевым точкам культурной биографии валенок, которая воплощена в песнях, фильмах и арт-объектах.

Со всей ответственностью говорим, что фразеологизм «прост как валенок» безнадежно устарел. Этому предмету посвящены два российских музея. А сколько известных кутюрье каждый год пробуют свои силы в нахождении той самой изюминки, которой ни у кого не было раньше. Да и имен у братьев по фамилии «Валенки» сейчас много – это и «валенцы», и «чесанки», и «волнушечки».

Около 2000 лет назад валенки были предметом роскоши (мы согласны, что и сейчас дизайнерские валенки не каждому по карману, но все же!), поэтому их носили по очереди, передавали по наследству и отдавали в качестве достойного приданого. Это объясняется тем, что валенки – это обувь если не вечная, то уж точно долгого использования: никто обувь тогда каждый сезон не обновлял, как делаем порой мы сейчас. Их изготовление является кропотливым, длительным и чаще всего ручным трудом, хотя промышленный способ сейчас и существует. У каждой пары валенок – своя история, на которую наслаиваются события жизни владельца. Валенки становятся схожи с вещами-символами, такими как обручальное кольцо или нательный крест, только у них появляются свои особые черты в разных текстовых пространствах. Посмотрим?

Валенки в музыкальном пространстве

-2

Кто не слышал знаменитых напевов «Валенки да валенки, ой, да не подшиты стареньки; Нельзя валенки носить, не в чем к миленькой сходить…». Лидия Русланова в середине 1945 года выступила с этой песней у Бранденбургских ворот, конечно, неслучайно: песня о символе русской культуры служила гимном отваге русских солдат, которые мечтали вернуться на Родину и походить не в кирзовых сапогах, а в родных валенках. Они стали ореолом домашнего уюта, спокойствия в жизни.

Это подтверждает и тот факт, что валенки часто фигурируют в колыбельных: «А баиньки-баиньки, купим сыну валенки, наденем на ноженьки, пустим по дороженьке, будет наш сынок ходить, новы валенки носить». Повзрослевший же ребенок видит их в детском мультфильме «Каникулы в Простоквашино» на любимых героях и слышит шуршание, скрип валенок о снег – наверное, это один из самых приятных звуков для русского человека. Валенки – любимцы народные, поэтому распевные частушки о них слагались всегда. В текстах возвеличивается их универсальность, даже веселые вечеринки не проходят без них: «Буду в валенках плясать. Это очень просто. Буду, девушки, гулять, лет до девяноста».

Валенки настолько роднятся с человеком, что начинают отражать его внутренний мир: «Эх, кто к нам идет, широко шагает, рыжи валенки одел, чего-то воображает». В других народных песнях они показаны как предмет, который нужно беречь, который дорог, даже когда на боке «верного друга» появляется дефект: «Сидя на завалинке, подшивал дед валенки. К нему бабка подошла, дед и бросил все дела».

Валенки в кинопространстве

-3

Валенки в документальном одноименном фильме Елены Ласкари – это то, ради чего живут 20 заводчан Елецкой сапоговаляльной фабрики. Здание находится не в самом лучшем состоянии, оборудование не всегда работает исправно, но они не опускают руки, потому что знают: валенки нужны людям по всей стране. В кинокартине один из рабочих говорит: «Я тут решил подсчитать, сколько я сделал валенок за свою жизнь. Так примерно получилось сто тысяч, даже больше».

Композиционно фильм выстроен так, что в течение 50 минут зрителю будет показан один день из жизни рабочих, которые каждый день заняты любимым делом. Согласитесь, не о каждом человеке можно так сказать. Они поют песни (нет, это не работа мечты для японцев, которые по утрам поют гимн с коллегами), так как их душе хорошо, обсуждают насущные вопросы, украшают валенки на заказ с помощью цветочков, лепесточков и других узоров. Их компания представляет собой идеальный пример внутреннего маркетинга – работники любят свое дело и готовы бороться с трудностями, потому что верят в него.

Сами герои шутят: «Мы не левые, мы не правые, мы — валенки». Вещь перестает быть вещью, а становится другом, смыслом жизни. Режиссер Елена Ласкари за документальный фильм «Валенки» была удостоена награды «КИНО.doc», а также X Международного телекинофестиваля «Саратовские страдания» и XXII Открытого фестиваля документального кино «Россия».

Валенки в арт-пространстве

-4

Самая известная скульптура валенка, которая точно стоит вашего внимания, называется «Русский размер». Она располагается в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала. Валенок примечателен по всем статьям: его высота достигает 6 метров (нигде в мире вы не найдете валенка больше!), и состоит он из 300 килограммов овечьей шерсти. Художница Валерия Лошак потратила целый год на продумывание концепции и воплощение задумки: войти в арт-объект можно через пятку валенка, причем всей семьей: тесно не будет.

Эта скульптура дает возможность почувствовать себя Дюймовочкой Ганса Христиана Андерсена или жителем страны Лилипутии из романа Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», разве не интересный опыт? Самые маленькие валенки можно найти в городе Кинешме, который расположен на правом берегу Волги. Валенок размером с человека находится там же, в музее семьи Соколовых «Кинешемский валенок» – размер экспоната составляет 168 см в длину и 110 см в ширину. Зайти в него нельзя, за право постоять рядом с ним придется побороться – желающих всегда достаточно.

-5

Основная причина такого внимания к, казалось бы, прозаичному валенку состоит в том, что базовый словарь символов идет с нами на протяжении тысячелетий, люди лишь могут находить новый взгляд на привычные вещи. Хрестоматийный пример, подтверждающий эту мысль, связан с творчеством Буонарроти Микеланджело, гений которого бесспорен, но даже он не изобрел ничего принципиального нового, он соединил то, что уже было известно до него, но смог посмотреть на вещи новым взглядом. Так, им была соединена пластика греков с идейной основой христианства, и представления об истории западного мира заиграли новыми красками. Всегда идет поиск новых форм выражения базовых ценностей человека, и мы с вами счастливые наблюдатели и творцы этого процесса.

Вспомните Робинзона Крузо из романа Дэниэла Дефо, он скучал по привычному хлебу, хотя на острове с голода и не умирал, или велика была его тоска по сигаретам. Наши вещи – это продолжение «я», и валенки также содержат в себе часть нашего культурного кода, часть нас самих.