Найти тему

Кто скрывается под маской?

Из всех рождественских удовольствий самым излюбленным для вологжан считалось маскирование. Этими домашними маскарадами увлекались на святках решительно все, от мала до велика. С третьего дня праздника часов с восьми вечера в разных частях города можно уже было наблюдать ярко освещенные дома, из которых неслись звуки музыки и веселый людской говор, смех и топанье: ясно, что хозяева их устраивали вечеринку для своих знакомых с обязательным приемом масок. Обычно вечера начинались в 8-9 часов и тянулись до 4-5 часов утра. Довольно щекотливым вопросом для хозяев являлся прием масок, принимать ли всех приезжающих масок или только по выбору, знакомых? С этою целью в более щепетильных домах назначался пароль, не зная который нельзя было попасть на вечер. Признаком «порядочных» масок служили перчатки, без коих масок и не пропускали в дом, а также сами костюмы и манеры. Последние тоже служили источниками разных курьезов, ибо интеллигентная молодежь, в особенности из аристократии, желая во что бы то ни стало не быть узнанной, нарочно рядилась в самые дешевые, простые костюмы (лапотника-мужичка и пр.) и старалась сообразно им держать себя и напропалую дурачиться, сбивая с толку хозяев и многочисленных гостей.

-2

В описываемое время из мужских костюмов часто встречались: простого крестьянина , Гамлета, Мефистофеля, Зибеля (студента из «Фауста»), еврея, турка, старинный польский, клоуна, домино, капуцина, гусарский и пр. Между дамскими костюмами преобладали: домино, цыганский, польский, чертенка, день и ночь, зима, феи, Офелии и т.п. Личные маски в то время были трех сортов: черные и белые с кружевами, атласные и бархатные, бумажные, разрисованные самым уморительным образом, и легкие из проволочной сетки, которые были не так тягостны для лица, как первые, которые к концу вечера от жары и пота прилипали к физиономии, а на улице замерзали в холода. Конечно, в большом ходу были всевозможные гигантские носы и бумажные головы зверей: собачья, свиная, волчья и пр.

-3

Таким образом на вечеринках помимо всей сутолоки обе стороны – и хозяева с гостями, и маски – были сильно заинтересованы: одним очень хотелось узнать приехавших, другие старались во что бы то ни стало сохранить инкогнито. Для отгадывания, кто именно скрывается под маской, применялись самые разнообразные способы: принимался во внимание рост, манера здороваться и танцевать, походка, руки, цвет глаз и волос и пр. Если эти приметы не помогали, то нередко хозяева отправлялись в переднюю и здесь старались определить по прислуге, верхнему платью; даже иногда извозчики подвергались тщательному допросу. Между маскирующимися были и такие любители, что за ночь два-три раза меняли свои костюмы. Открывшись с третьего дня праздника, вечеринки шли без смены до 4 января.