Сравните картинку слева с картинкой справа. Что больше вызывает интереса, приятных чувств внутри, мыслей наподобие что "вот тут люди добьются в жизни больше..."? Слева - стандартная ситуация наших российских школ, справа - стандартная ситуация частных школ Англии. Фото говорят сами за себя.
Конечно, все мы хотим нашим детям только лучшее, но как это лучшее дать? Реально дать, а не надеяться на то, что все будет хорошо. Отправить чадо в подобные элитные школы не у всех хватит денег, не у всех хватит даже просто сил туда съездить, легче отдать куда привычнее и понятнее. Все так. Однако ситуация удручающая на мой взгляд и хотелось бы в этом разобраться.
Я сам все 11 классов отучился в самой обычной средней российской школе. О дальнейшей судьбе рассказывать можно, но уже будет не к теме. Если кратко и по итогам стандартного человеческого обучения то: у меня высшее педагогическое образование, - окончил музыкально-педагогический университет им. Н.А. Некрасова в г. Костроме, и я являюсь кандидатом культурологии. Поступил и отучился сразу после окончания вуза.
Однако с накоплением опыта жизни я все больше понимал - с нашим образованием что-то не то... И вот, кажется, пришла пора делиться с миром своими мыслями и действиями. Но продолжим.
Вуз и дальнейшая самостоятельная жизнь имеет вес, но все же решающее воздействие на ребенка оказывает школа. Там человек впервые адаптируется к внешнему миру, социализируется и т.д. Именно по этой причине, российскую школу, как объект очень сильного воздействия на становление личности человека и его дальнейшую жизнь (судьбу) и хотелось бы подробнее рассмотреть. Почему? Потому что в ней "на лицо" огромная куча очень явных и нерешаемых проблем:
- Проблемы подростков. Это основное. В нынешней системе образования этот момент просто упускают из виду. А он коренной. Ибо школьники, это личности, со своими индивидуальными особенностями и проблемами (от прыщей, до склонности к суициду) с которыми не может не работать школа, если хочет выпустить более менее успешных и счастливых людей.
- У учителей нет глубокого понимания своего предмета, как собственно и интереса к тому что они преподают. Потому и получается скучно, неинтересно, школьники не делают домашние задания и им сподручнее просто поболтать на уроке между собой нежели слушать очередное "надо учиться".
- Неграмотная иерархия. Школьники автоматически воспринимаются педагогами как низшие существа за которыми нужен "глаз да глаз", которых при каждом удобном случае обвиняют во всем чем угодно). Отсюда проблемы низкой самооценки. Сам же учитель ставит себя в позицию "выше"/"я все знаю" по отношению к ученику, хотя понимая предыдущий пункт, такое сравнение становиться очень странным. Итого - банальное отсутствие адекватной коммуникации между поколениями. Это печально. И одна из причин почему авторитета нет у учеников в среде учителей. Лишь единичные случаи.
- Формат. Все школы построены по одинаковым, стандартным признакам. Скучные и однообразные парты со стульями, банальная форма (или ее отсутствие), стандартная схема уроков (сидения за партами по 40 минут и 5-10 минут перерыв), скучная подача материала уроков и т.д.
- Ужасная коммуникация между сверстниками (среда, в которой формируется личность, социальная роль, отношение к себе и миру). В классах, тем более старших, коммуникация между школьниками, к сожалению, никакая. Уважение, чувство собственного достоинства опущены очень низко. Огромная куча проблем с низкой самооценкой, неуверенностью, страхами и неадекватным восприятием мира. Все эти "ботаник", "зазнался", разделение класса на тихонь, с которыми можно делать все что угодно и личностей с завышенной самооценкой. Конечно, в такой среде нет адекватных лидеров, поэтому преобладает лидерство "трудных" подростков. А лидеров нет в том числе и потому, что сами школы не формируют подобное отношение к самим ученикам.
Проблем еще много можно выделить, но думаю пока остановимся. Такая уж у нас система образования. И на мой взгляд, смена образования в более лучшую сторону возможна сейчас лишь с увеличением численности хороших частных школ, которые имеет смысл продвигать, спонсировать и постоянно совершенствовать, беря за пример западные, по отношению к нам, элитные школы. Да, такое образование может быть не для каждого, но на это будут равняться как на лучшее.
Что должно быть ВНУТРИ школы, чтобы выпускать ответственных, уверенных в себе, успешных и жадных до жизни (в хорошем смысле) личностей, с позитивным отношением к себе и окружающему миру в большой мир? Что нужно, чтобы подобного как на картинке ниже - не было?
А было бы вот как-то так.
Так же по пунктам используя только поверхностное понимание обучения в частных школах той же Англии и им подобных:
- Учитель и ученик равны. Иерархия построена на реальном авторитете учителя/завуча/директора, а не на страхе перед ним или каким-то наказанием, после которого часто образуется дурное чувство вины. Ученик ВПРАВЕ предъявлять свою позицию к знаниям, выдвигать собственное мнение, доказывать, спорить с учителем, высказываться если что-то не нравится и т.д. Формирование сильной и уверенной в себе личности, со своим мнением, отношением к жизни. А пример педагогов/наставников (которые не позиционируют себя как людей, которым одним ведома истина) будет учить их только адекватной форме общения с окружающими.
- Авторитет учителя строиться на его глубоком познании предмета и понимании психологии учеников, где каждый априори нормальный и хороший. Учитель ведет уроки не с позиции "надо учиться", а исходя из предрасположенности и интересов самих школьников, понимая что все разные, у всех своя личная история и психологические особенности, но главное, воспринимая учеников с равным уважением и отношением как ко взрослым и/или к самому себе. Исходя и из своего жизненного опыта - опыта реального (внешнего) мира, с которым каждый школьник столкнется после окончания школы/вуза. Такое отношение друг к другу залог доверия и интересного обучения, которое закладывает важный фундамент личности - личность будет развиваться всегда) только потому, что само понятие "обучение"/"учеба" будет ТОЛЬКО положительным! Активная жизненная позиция построенная на искреннем интересе познания окружающего мира как следствие и "само собой разумеющееся".
- Грамотно выстроенная система коммуникации между классами и внутри самих классов. Специальные знаки отличия. Каждый класс уникален и индивидуален по своему. Форма школьная может быть одна, собственные гербы - индивидуальные, как знаки отличия и принадлежности к своей группе/классу. Грамотная дружеская конкуренция, состязания, система баллов между классами не только в олимпиадах, но и в целом на протяжении всего обучения. Каждый вовлечен и ответствен за общие успехи своего класса. Если один начинает отставать, это влияет на всех, на успех класса в целом. В подобной системе ребенок каждый день приходит не просто в какой-то класс, а к своим и на свое место, которое проявляет его самые лучшие черты характера. Дает огромный простор для раскрытия своих талантов. В классе нет "старосты", но есть лидер, который может вместе с наставниками/учителями формировать остальные роли в своем классе. Лидер это не пятерочник. Лидер тот, кого выдвигает сам класс СОВМЕСТНО с наставниками. Т.е. это та часть организма, которая лучше всего справиться со своей главной целью - достижение наилучшего успеха своей группы. Лидера можно менять, если организм (класс) чувствует, что тот не справляется, сдает позиции и т.д. Идеальная среда для проявления и формирования лидерских качеств.
- Проблемы каждого - общие проблемы. Почему? Потому что от этого зависит успех отдельно всего класса. Если кто-то отстает, ничего не делает, делает всякие пакости, то весь класс (как единый организм) страдает. Организм начинаем бунтовать) - в такой среде совместно с соревновательной системой между классами, даже потенциальные двоечники вынуждены будут стремиться быть лучше.
- Направление обучения. Формат обязательно близкий постоянно изменяющемуся миру. Виртуальная реальность, бизнес, ораторское искусство, тайм-менеджмент, программирование и т.п. Вот какие элементы и связанные с ними профессии актуальны будущему. Лучшие школы должны давать возможность эффективной, наполненной, интересной и успешной жизни своих учеников ПОСЛЕ ее окончания с расчетом на ближайшее будущее.
На этом закончу пока. Прошелся поверхностно, обозначил некоторые очевидные на мой взгляд вещи.
Пока вывод такой. Нужны хорошие школы не "где-то там". Хорошие школы нужны здесь. Нужны сейчас. Тем более, что сейчас есть реальная проблема - проблема просто не угнаться за все возрастающим темпом жизни, с ее развитием технологий и будущего. Нужно образование, которое будет лучшим способом подготовки к новому РЕАЛЬНОМУ миру, а не бессмысленные и недейственные способы, которые уже давным давно устарели.