История Казани, как и история большинства других древних городов, окутана разными легендами и тайнами. Легенды и предания – это произведения устного народного творчества. Большим собирателем татарских легенд и преданий был учёный – энциклопедист Каюм Насыри (1825 – 1902 гг.). К легендам и преданиям активно обращался и их популизировал татарский поэт Габдулла Тукай (1886 – 1913 гг.). Легенды и предания – это волшебные сказки, где подлинная история переплетается с богатой фантазией народа. Вот, как например, легенда рассказывает о происхождении казанского озера Кабан: “Когда – то, много – много лет назад, привёл первых людей в окрестности будущей Казани святой старец по имени Касыйм – шейх. Вокруг были лишь заросшие камышом и осокой болота, кустарники, густая трава. И возроптали люди: “Зачем ты привёл нас сюда, где много комаров и нет чистой воды?..” И тогда святой старец, расстелив свой бешмет, помолился Аллаху, взялся за край бешмета и поволок за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло благодатное озеро с чистой и целебной водой. Позднее это озеро стали называть Кабан из – за несметных стад диких кабанов, обитавших в его окрестностях”. Есть легенда о Сокровищах озера Кабан. Сокровища ханской казны, которые собирались во дворце (монеты, драгоценные камни, дорогая посуда, богатое оружие) были заблаговременно и тайно вывезены из города ночью, на небольших судах, перед его взятием Иваном Грозным и сброшены в неизвестном месте в Кабан. Их вес составлял не одну тонну, а стоимость – колоссальную сумму. Они были в бочках и сундуках. Не осталось при 1,5 месячной осаде и штурмов города живых свидетелей, к этому делу причастных. Погиб и хранитель сокровищницы. Победитель – русский царь увёз из Казани в Москву ханскую корону, трон, знамёна, дорогие одежды, меха, оружие, книги, но ханская казна ему не досталась. Взятый в плен последний казанский хан Ядыгер ничего не рассказал о сокровищах. Или был не в курсе точного места их нахождения.