Двойничество — популярный художественный приём, перекочевавший в кино из литературы. До эры компьютерных технологий дважды воссоздать в кадре одного и того же актёра было задачей не из лёгких. Но это не останавливало режиссёров, ведь фильмы, в которых появлялись двойники и близнецы, всегда получались и смешными, и интригующими...
Любовь Орлова — «Весна», 1947
Вера Шатрова — легкомысленная актриса оперетты, кокетливая хулиганка и шутница. Любит платья в цветочек, украшения, укладки, косметику — словом, всё женственное и красивое. Получила предложение сыграть в фильме о знаменитой женщине-учёном из Института Солнца, так как поразительно на неё похожа. Но обстоятельства складываются так хитро, что она не может ни согласиться на пробы, ни отказаться от них…
Ирина Никитина — полная противоположность Шатровой, сухая и суровая женщина от науки, с головой погружённая в свои изыскания. Носит жакеты с квадратными плечами, шляпу и очки в строгой оправе. Мир кино от неё находится дальше, чем Солнце, которое она изучает, но волей случая она оказывается на съёмочной площадке… После весёлых перипетий выясняется, что Никитина весьма романтичная особа!
То, что в одном кадре появлялось сразу две Орловы, по тем временам было почти фантастикой. После премьеры даже ходили слухи о двойнике актрисы. Работа в совместных сценах Шатровой и Никитиной требовала от всей съёмочной группы просто снайперской точности. Половину кадра закрывали чёрной шторой, а на второй половине Любовь Орлова играла сцену как одна из своих героинь. При этом голос её «собеседницы» передавался в павильон по радио, а самой актрисе надо было следить, чтобы случайно не попасть в закрытую часть кадра. Затем плёнка отматывалась, закрывалась другая половина и перегримированная Орлова играла сцену за вторую героиню. Права на ошибку не было — снять нужно было с первого раза.
Евгений Леонов — «Джентльмены удачи», 1971
Доцент, он же Александр Александрович Белый — вор-рецидивист. Хитёр, безжалостен, жаден, не останавливается ни перед чем, у него всегда «в колоде девять тузов». Вместе с бандой похитил с места археологических раскопок историческую ценность — шлем Александра Македонского.
Евгений Иванович Трошкин — заведующий детским садом. Порядочный и добрый человек, прирождённый воспитатель, участник войны. С удовольствием занимается с детьми в детском саду, а вот своей семьи у него нет. Соглашается помочь милиции с поимкой опасного преступника и внедриться в криминальный мир, так как похож на рецидивиста как две капли воды. Чтобы узнать у сообщников, где спрятано украденное, разыгрывает частичную потерю памяти после травмы.
Сыграть честного и скромного заведующего детским садом для Евгения Леонова не составляло проблем, а вот для роли Доцента он взял пару «уроков». Актёр посещал тюрьму: к заключённым его не пустили, поэтому он просто наблюдал за ними через глазок камеры. Этого хватило, чтобы уловить необходимые черты.
Юрий Яковлев — «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Иван Васильевич Бунша — управдом. Скандален и глуповат. Радеет за высокую культуру быта в своём доме, очень подозрителен, считает, что на всё должно быть разрешение соответствующих органов. Суетлив, навязчив, имеет проблемы с дикцией. Побаивается жену, мощную женщину Ульяну Андреевну. Случайно оказывается в XVI веке, и только сходство с царём Иваном Грозным помогает долгое время избегать проблем.
Иван Васильевич Грозный — царь, просто царь. Оправдывает своё прозвище — суров, грозен и скор на расправу. Живёт и правит в XVI веке, но невольно попадает в XX век. Недоверчив, но с интересом относится к техническому прогрессу, да и прекрасное ему не чуждо. Рвётся в своё время, так как озабочен государственными делами.
Роль Иванов Васильевичей планировалось отдать Юрию Никулину, но актёр посчитал фильм заведомо провальным — у экранизаций Булгакова редко была счастливая прокатная история. Пробовались разные актёры, но почти у всех один из героев получался убедительнее, чем второй. И только Юрий Яковлев нашёл подход и к Бунше, и к Грозному. Он предложил сделать Буншу более комичным, чтобы на его фоне царь смотрелся величаво, и впоследствии называл своего управдома «бытовым кретином с двумя извилинами». Больше проблем у актёра возникло с царём — его нельзя было играть серьёзно, но и дуракаваляния тоже допустить было нельзя. Царские одежды для Грозного позаимствовали из костюмов, сохранившихся после съёмок фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Царь и управдом появляются вместе всего в одной сцене в конце фильма, которая была снята методом комбинированной съёмки.
Леонид Куравлёв — «Ты — мне, я — тебе», 1976
Иван Кашкин — один из братьев-близнецов. Давно уехал из родного городка в Москву, работает банщиком. У него своя клиентура из весьма солидных посетителей. Всегда окружён «нужными людьми», имеет доступ к дефициту. Ведёт красивую жизнь, прекрасно выглядит и любые знакомства рассматривает с точки зрения выгоды. Контакты с нарушителями закона его если и смущают, то не сильно.
Сергей Кашкин — второй близнец, провинциальный инспектор Рыбнадзора. Отличается повышенной честностью: понятий блата, взяток и «нужных знакомств» для него не существует. Не даёт спуску браконьерам, врагов у него достаточно. Вследствие этого оказывается в больнице и вынужден попросить брата заменить его на посту — браконьеров нельзя оставлять без внимания...
Сатиру на прохиндеев времён дефицита снял режиссёр «Джентльменов удачи» Александр Серый. Несмотря на то, что фильм не получил такой популярности, как «Джентльмены», в прокате он прошёл успешно. Во многом благодаря Леониду Куравлёву, у которого оба героя получились обаятельными и симпатичными. Разница в характере братьев была подчеркнута внешними чертами — банщик был модником и балагуром, а инспектор одевался и вёл себя скромно. Братья встречаются всего в одном эпизоде, который был снят с помощью комбинированных съёмок. В кадрах, где Иван Кашкин сидит спиной к камере, его подменял дублёр в том же костюме и парике.
Валерий Гаркалин и Вера Алентова — «Ширли-мырли», 1995
В фарсовой комедии «Ширли-мырли» Валерий Гаркалин сыграл не две, а сразу четыре роли разлучённых в детстве близнецов. Удивительно, но все они были женаты на женщинах, похожих как две капли воды!
Василий Кроликов — аферист, имеет богатый криминальный опыт, 7 судимостей, 23 побега. Знает три языка — нанайский, мордовский и румынский. Похитил алмаз у местных мафиози, за что весь фильм бегает и от главаря, и от милиции. Женат на Люсьене Кроликовой.
Иннокентий Шниперсон — знаменитый дирижёр, собирается удачно жениться на прапраправнучке президента Линкольна, американской гражданке Кэрол Абзац. Оказался братом-близнецом Кроликова и прямо на свадьбе был похищен мафией вместо него.
Роман Алмазов — цыганский барон, ярый и непримиримый борец за права цыган, всё рассматривает через призму притеснений цыганского народа. Попал в аварию, столкнувшись с машиной милиции, которая преследовала Кроликова. Был арестован, так как оказался третьим братом-близнецом афериста и дирижёра. Женат на темпераментной Земфире.
Патрик Кроликоу — чернокожий стюард, оставленный в детстве на пороге американского посольства. Вместе с женой Уитни работает на рейсе, летающем на Канарские острова, в самолёте встречает всю семью.