Найти тему
Дом кино

Один хорошо, а два — лучше: советские актёры, игравшие двойников

Двойничество — популярный художественный приём, перекочевавший в кино из литературы. До эры компьютерных технологий дважды воссоздать в кадре одного и того же актёра было задачей не из лёгких. Но это не останавливало режиссёров, ведь фильмы, в которых появлялись двойники и близнецы, всегда получались и смешными, и интригующими...

Любовь Орлова — «Весна», 1947

Любовь Орлова в образе артистки Шатровой
Любовь Орлова в образе артистки Шатровой

Вера Шатрова — легкомысленная актриса оперетты, кокетливая хулиганка и шутница. Любит платья в цветочек, украшения, укладки, косметику — словом, всё женственное и красивое. Получила предложение сыграть в фильме о знаменитой женщине-учёном из Института Солнца, так как поразительно на неё похожа. Но обстоятельства складываются так хитро, что она не может ни согласиться на пробы, ни отказаться от них…

Любовь Орлова в образе профессора Никитиной
Любовь Орлова в образе профессора Никитиной

Ирина Никитина — полная противоположность Шатровой, сухая и суровая женщина от науки, с головой погружённая в свои изыскания. Носит жакеты с квадратными плечами, шляпу и очки в строгой оправе. Мир кино от неё находится дальше, чем Солнце, которое она изучает, но волей случая она оказывается на съёмочной площадке… После весёлых перипетий выясняется, что Никитина весьма романтичная особа!

-3

То, что в одном кадре появлялось сразу две Орловы, по тем временам было почти фантастикой. После премьеры даже ходили слухи о двойнике актрисы. Работа в совместных сценах Шатровой и Никитиной требовала от всей съёмочной группы просто снайперской точности. Половину кадра закрывали чёрной шторой, а на второй половине Любовь Орлова играла сцену как одна из своих героинь. При этом голос её «собеседницы» передавался в павильон по радио, а самой актрисе надо было следить, чтобы случайно не попасть в закрытую часть кадра. Затем плёнка отматывалась, закрывалась другая половина и перегримированная Орлова играла сцену за вторую героиню. Права на ошибку не было — снять нужно было с первого раза.

Евгений Леонов — «Джентльмены удачи», 1971

Евгений Леонов в образе рецидивиста Доцента
Евгений Леонов в образе рецидивиста Доцента

Доцент, он же Александр Александрович Белый — вор-рецидивист. Хитёр, безжалостен, жаден, не останавливается ни перед чем, у него всегда «в колоде девять тузов». Вместе с бандой похитил с места археологических раскопок историческую ценность — шлем Александра Македонского.

Евгений Леонов в образе заведующего детсадом Трошкина
Евгений Леонов в образе заведующего детсадом Трошкина

Евгений Иванович Трошкин — заведующий детским садом. Порядочный и добрый человек, прирождённый воспитатель, участник войны. С удовольствием занимается с детьми в детском саду, а вот своей семьи у него нет. Соглашается помочь милиции с поимкой опасного преступника и внедриться в криминальный мир, так как похож на рецидивиста как две капли воды. Чтобы узнать у сообщников, где спрятано украденное, разыгрывает частичную потерю памяти после травмы.

-6

Сыграть честного и скромного заведующего детским садом для Евгения Леонова не составляло проблем, а вот для роли Доцента он взял пару «уроков». Актёр посещал тюрьму: к заключённым его не пустили, поэтому он просто наблюдал за ними через глазок камеры. Этого хватило, чтобы уловить необходимые черты.

Юрий Яковлев — «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

Юрий Яковлев в образе управдома Бунши
Юрий Яковлев в образе управдома Бунши

Иван Васильевич Бунша — управдом. Скандален и глуповат. Радеет за высокую культуру быта в своём доме, очень подозрителен, считает, что на всё должно быть разрешение соответствующих органов. Суетлив, навязчив, имеет проблемы с дикцией. Побаивается жену, мощную женщину Ульяну Андреевну. Случайно оказывается в XVI веке, и только сходство с царём Иваном Грозным помогает долгое время избегать проблем.

Юрий Яковлев в образе царя Ивана Грозного
Юрий Яковлев в образе царя Ивана Грозного

Иван Васильевич Грозный — царь, просто царь. Оправдывает своё прозвище — суров, грозен и скор на расправу. Живёт и правит в XVI веке, но невольно попадает в XX век. Недоверчив, но с интересом относится к техническому прогрессу, да и прекрасное ему не чуждо. Рвётся в своё время, так как озабочен государственными делами.

-9

Роль Иванов Васильевичей планировалось отдать Юрию Никулину, но актёр посчитал фильм заведомо провальным — у экранизаций Булгакова редко была счастливая прокатная история. Пробовались разные актёры, но почти у всех один из героев получался убедительнее, чем второй. И только Юрий Яковлев нашёл подход и к Бунше, и к Грозному. Он предложил сделать Буншу более комичным, чтобы на его фоне царь смотрелся величаво, и впоследствии называл своего управдома «бытовым кретином с двумя извилинами». Больше проблем у актёра возникло с царём — его нельзя было играть серьёзно, но и дуракаваляния тоже допустить было нельзя. Царские одежды для Грозного позаимствовали из костюмов, сохранившихся после съёмок фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Царь и управдом появляются вместе всего в одной сцене в конце фильма, которая была снята методом комбинированной съёмки.

Леонид Куравлёв — «Ты — мне, я — тебе», 1976

Леонид Куравлёв в образе банщика Ивана Кашкина
Леонид Куравлёв в образе банщика Ивана Кашкина

Иван Кашкин — один из братьев-близнецов. Давно уехал из родного городка в Москву, работает банщиком. У него своя клиентура из весьма солидных посетителей. Всегда окружён «нужными людьми», имеет доступ к дефициту. Ведёт красивую жизнь, прекрасно выглядит и любые знакомства рассматривает с точки зрения выгоды. Контакты с нарушителями закона его если и смущают, то не сильно.

Леонид Куравлёв в образе инспектора Сергея Кашкина
Леонид Куравлёв в образе инспектора Сергея Кашкина

Сергей Кашкин — второй близнец, провинциальный инспектор Рыбнадзора. Отличается повышенной честностью: понятий блата, взяток и «нужных знакомств» для него не существует. Не даёт спуску браконьерам, врагов у него достаточно. Вследствие этого оказывается в больнице и вынужден попросить брата заменить его на посту — браконьеров нельзя оставлять без внимания...

-12

Сатиру на прохиндеев времён дефицита снял режиссёр «Джентльменов удачи» Александр Серый. Несмотря на то, что фильм не получил такой популярности, как «Джентльмены», в прокате он прошёл успешно. Во многом благодаря Леониду Куравлёву, у которого оба героя получились обаятельными и симпатичными. Разница в характере братьев была подчеркнута внешними чертами — банщик был модником и балагуром, а инспектор одевался и вёл себя скромно. Братья встречаются всего в одном эпизоде, который был снят с помощью комбинированных съёмок. В кадрах, где Иван Кашкин сидит спиной к камере, его подменял дублёр в том же костюме и парике.

Валерий Гаркалин и Вера Алентова — «Ширли-мырли», 1995

В фарсовой комедии «Ширли-мырли» Валерий Гаркалин сыграл не две, а сразу четыре роли разлучённых в детстве близнецов. Удивительно, но все они были женаты на женщинах, похожих как две капли воды!

Валерий Гаркалин и Вера Алентова в образе Василия и Люсьены Кроликовых
Валерий Гаркалин и Вера Алентова в образе Василия и Люсьены Кроликовых

Василий Кроликов — аферист, имеет богатый криминальный опыт, 7 судимостей, 23 побега. Знает три языка — нанайский, мордовский и румынский. Похитил алмаз у местных мафиози, за что весь фильм бегает и от главаря, и от милиции. Женат на Люсьене Кроликовой.

Валерий Гаркалин и Вера Алентова в образе Иннокентия Шниперсона и Кэрол Абзац
Валерий Гаркалин и Вера Алентова в образе Иннокентия Шниперсона и Кэрол Абзац

Иннокентий Шниперсон — знаменитый дирижёр, собирается удачно жениться на прапраправнучке президента Линкольна, американской гражданке Кэрол Абзац. Оказался братом-близнецом Кроликова и прямо на свадьбе был похищен мафией вместо него.

Валерий Гаркалин и Вера Алентова в образе Романа и Земфиры Алмазовых
Валерий Гаркалин и Вера Алентова в образе Романа и Земфиры Алмазовых

Роман Алмазов — цыганский барон, ярый и непримиримый борец за права цыган, всё рассматривает через призму притеснений цыганского народа. Попал в аварию, столкнувшись с машиной милиции, которая преследовала Кроликова. Был арестован, так как оказался третьим братом-близнецом афериста и дирижёра. Женат на темпераментной Земфире.

Валерий Гаркалин и Вера Алентова в образе Патрика и Уитни Кроликоу
Валерий Гаркалин и Вера Алентова в образе Патрика и Уитни Кроликоу

Патрик Кроликоу — чернокожий стюард, оставленный в детстве на пороге американского посольства. Вместе с женой Уитни работает на рейсе, летающем на Канарские острова, в самолёте встречает всю семью.

Смотрите фильм «Ты — мне, я — тебе» в эфире телеканала «Дом кино»!

А какой ваш любимый фильм про двойников? Пишите в комментариях