«Точность слов» — это некоммерческий проект. Но это не значит, что он оторван от жизни — наоборот, изучение и улучшение качества вербальной коммуникации содержит в себе потенциал гигантских, меняющих жизни перемен. «Вначале было Слово» — по крайней мере, если речь о начале и основе человеческой цивилизации.
Ну а всё, что имеет вес — имеет и цену. Но привычка недооценивать важность слова приводит к тому, что целые Клондайки оказываются абсолютно неосвоенными. Скажем, этика — наука о морали. Где тут может быть выгода?
А между тем, спрос на системы ценностей, этические системы огромен как никогда — и рынок в отсутствии удовлетворительнго предложения демонстрирует явные признаки перегрева.
Этический консалтинг — несуществующая услуга, необходимая огромному количеству организаций.
Монополия политкорректности
Тема политкорректности переживает ренессанс на благодатной почве соцсетей, цифровых онлайн-медиа и коммьюнити, разрывая коммуникационную ткань противоречиями как никогда.
Большим скандалом обернулось увольнение «Гуглом» инженера, написавшего о том, что меньшее количество женщин в разработке софта обусловлено биологическими различиями полов.
В аналогичной ситуации и Twitter, а с ним и YouTube: банятся блоггеры, демонетизируются видео — и всё это происходит в очень нервной обстановке, потому что на каждого пользователя, согласного с происходящим, найдётся по юзеров, небезосновательно упрекающих проводимую сервисами политику в разных грехах против здравого смысла.
Причина — в едкой иронии сложившегося статуса-кво: социальные сети создают асоциальные люди. В этом есть логика: онлайн-общение, скажем, текстом, разгружает её от всей этой невербалики, традиционно тяжело дающейся аутичным интровертам — и допускает небольшую задержку, необходимую на анализ поступающей информации на уровне высшей нервной деятельности, которая выглядит так неуклюже в живом диалоге, требующем моментальной реакции на подсознательном уровне.
Но для большинства людей невербалика является неотъемлемой и необходимой, как хромосома, составляющей здорового общения — которое, в условиях её нехватки, обрело форму этой уродливой деформации, известной, как онлайн-общение, каким мы его сегодня знаем — гротескное, чудовищное и деструктивное.
В результате, ощущающие себя абсолютно органично в этой среде гики, столкнулись, по мере набора популярности созданных ими сервисов, с необходимостью регулировать взаимоотношения этого нового большинства, со всеми их моральными тонкостями в искажении кривого онлайн-зазеркалья.
Так возник спрос на этику — базовую систему ценностей, конструктор из элементов и принципов, из которого уже можно было можно собрать необходимые политики, регулирующие контент, взаимоотношения пользователей на платформе и платформы с пользователями.
Речь, по сути, об этическом ДНК — базовых принципах, которые кладутся в основу политики сервисов в управлении коммьюнити: какое поведение считается приемлемым, какой контент считается приемлемым, на какие жалобы юзеров и какими санкциями реагировать.
Это всевозрастающая по важности часть функционирования любого массового пользовательского онлайн-сервиса, которая страдает от интеллектуальной незаполненности.
Тут-то и оказалось, что, за исключением хтонического ужаса ультраправой идеи и торжествующего анархизма ультралевого Анонимуса, более всего смахивающими на «общепринятые моральные нормы» оказались идеалы политкорректности под защитой воинов социальной справедливости.
Их давлению гикам было нечего противопоставить — и не было причин это делать: они знали, что есть какая-то моральная норма, и, за неимением альтернатив, они решили, что политкорректность — эта норма и есть.
У любого пользовательского сервиса, доросшего до потребности систематизировать политику в отношении харрасмента, хейт-спичей, недопустимого контента etc., есть на выбор два варианта: взять за основу принципы политкорректности — или нести ущерб от нарастающей критики.
Так политкорректность завоёвывает одну корпорацию за другой — не потому, что это лучшая система ценностей, а потому что другой нет.
Так Google, Twitter, Facebook и другие технические гиганты выбрали в каечестве системы ценностей, определяющей не только взаимоотношения с аудиторией, но и регулирующей отношения внутри самих компаний идеологизированный политизированный постмодернизм — причём, ни о каком осознанном, а-ля «Крещение Руси» выборе веры речи не шло — напротив, судя по всему, среди гиков, отсутствует само представление о том, что отсутствие выбора не означает его безальтернативности.
Такова цена непонимания цены слова и ценности науки о морали — этики. В результате, насаждение выбранной системы ценностей обретает тоталитарные оруэлловские черты, а все вызываемые этим противоречия формируют огромный скрытый спрос на здоровую альтернативу.
Я же занимаюсь разработкой как «этических патчей» к политкорректной модели, так и альтернативной, деидеологизированной этической моделью для организации сетевых сообществ.
Политика модерации коммьюнити на основе которой будет куда менее противоречивой, однобокой и вызывающей расколы многих коммьюнити на два фронта.
И работа с компаниями над апгрейдом их политик модерации, чтобы они, действительно, способствовали развитию коммьюнити, а не раскалывали его — это вполне коммерчески перспективное направление развития вполне себе некоммерческого исследования.
P.S. Сейчас «Точности слов» нужна поддержка коммьюнити для переезд на отдельный сайт: money.yandex.ru/to/41001178171050; номер кошелька QIWI для пожертвований — +79048567635.
Отсутствие возможности систематизации записей по темам уже мешает работе, поскольку большинство из 70+ записей «Точности слов» относятся к нескольким циклам. После переезда на стэндэлон на «Дзене» сохранится трансляция свежих записей.