Алексей Косыгин. 21 февраля исполнилось 115 лет со дня его рождения, самое время вспомнить о человеке, который был одним из немногих реально разбирающихся в промышленности людей в правительстве СССР.
Ничего удивительно в том, что он был, как это принято говорить, «крепкий хозяйственник», нет. Косыгин сначала закончил Ленинградский кооперативный техникум. Потом работал в системе потребкооперации. Затем был Ленинградский текстильный институт и работа мастером и начальником цеха на текстильной фабрике. Потом – руководство текстильной фабрикой. И только потом партийная работа, которая привела его в 1939 году на пост наркома текстильной промышленности. Кстати, путь от мастера до наркома он прошел за 4 года. Вот что такое настоящий «вертикальный карьерный лифт».
Потом он был заместителем и председателем Совнаркома, занимался эвакуацией, в том числе из блокадного Ленинграда и налаживал снабжение осажденного города по «Дороге жизни». Работал министром финансов, легкой промышленности, товаров широкого потребления.
В октябре 1964 года поддержал смещение Хрущева, после чего оказался на посту председателя Совета Министров СССР. И оставался на этом посту 16 лет – рекорд по сроку пребывания в этой должности. Именно под его руководством и благодаря его работе была реализована экономическая реформа 1965 – 1970 годов, когда было децентрализовано планирование, введены показатели прибыли и рентабельности предприятий, а также повышена их самостоятельность.
В 1966 – 1970 году Косыгину удалось провести «золотую пятилетку», во время которой было на 203% увеличено производство товаров народного потребления, на 220% увеличились зарплатные фонды. Предприятиям стали меньше спускать показателей сверху, а вместо показателя валовой продукции, стали требовать повышать реализацию. То есть, требовать выпускать нужную людям продукцию.
Впрочем, уже в начале 70-х годов реформы Косыгина захлебнулись. К его реформам отрицательно относились в Политбюро, Минобороны в лице маршала Устинова требовали увеличения военных расходов, против чего выступал Косыгин. Удивительно, но экономические реформы Косыгина погубил еще и резкий рывок цен на нефть – шальные нефтяные деньги позволили консервативной части советского руководства не заниматься перестройкой экономики, а маскировать проблемы за счет прибыли от экспортных нефтяных поставок. Продолжалось дотирование неэффективных производств, огромные деньги вливались в гонку вооружений и спонсирование «народных демократий» по всему миру. А ресурсы страны были не бесконечны и Косыгин прекрасно это понимал, считая, что надо заниматься страной, а не тратить деньги на бесконечные авантюры. Но продавить консервативную часть советской верхушки так и не смог.
Именно Косыгин сыграл основную роль в нормализации отношений с Китаем после вооруженного конфликта на острове Даманский. Еще более важно то, что в 1979 году Косыгин стал единственным членом Политбюро, не поддержавшим ввод советских войск в Афганистан. Считается, что с этого момента начался полный разрыв Косыгина с Брежневым и его ближайшим окружением. Тем не менее, он пытался строить социализм с человеческим лицом почти до самого своего конца. Увы, времени у него больше уже не было, сил и возможностей тоже. В октябре 1980 года его освободили от всех должностей и уже 18 декабря того же года он ушел из жизни.
Он уже не узнает, что вскоре руководству страны придется принимать «Продовольственную программу», признавая, что с обеспечением продуктами питания дело обстоит плохо, Дефицит во всех потребительских сферах будет только нарастать. А потом начнется «Перестройка», которая разрушит все полностью.