В этот день в 1725 году Петр I амнистировал каторжников. За день до смерти он решил пощадить колодников - их должны были освободить из-под ареста. Не распространялся предсмертный указ императора только на убийц и разбойников-рецидивистов.
Это был его последний указ, уже составленный от правительствующего Сената. Массовую амнистию в Петербурге объяснили так: «…для императорского величества многолетнего здравия и дабы Господь Бог даровал от скорби Его Величеству облегчение».
Указ «Об освобождении из-под ареста и прощении колодников, кроме содержащихся за смертоубийства и многократные разбои» освобождал и каторжников, и подследственных.
За это амнистированных просили молиться за государя. Но ни молитвы, ни врачи не помогли - Петр I умер 8 февраля 1725 года. За день освободить успели не так много колодников. И только в окрестностях Петербурга - по империи указ даже не успел распространиться.
Кстати, в Петербурге во времена Петра Великого действовало три каторжных двора: за Петропавловской крепостью, у Адмиралтейства и у Литейного двора.
Преступников содержали также в острожном полку Толбухина на острове Котлин, на каторжном дворе Кронштадта, женский каторжный двор действовал в тюрьме Тайного приказа в Колтовской слободе.
Еще одна важная для Петербурга дата - 7 февраля 1943 года. В этот день в Ленинград пришел первый поезд, который добрался в осажденный город по Дороге Победы.
Это была железнодорожная ветка, построенная чуть менее чем за 20 дней на узкой полосе земли, освобожденной после прорыва блокады. Проложили дорогу под постоянным огнем противника - от позиций врага стройку отделяло чуть менее 4 километров.
Обстрелы не прекращались и с момента запуска поездов.Несмотря на это первый состав, груженый продовольствием для голодающих ленинградцев пришел на Финляндский вокзал через два дня после завершения строительства Дороги Победы.
Составами ветки Шлиссельбург - Поляны не только привозили еду и топливо во все еще осажденный город. Из него эвакуировали ослабленных ленинградцев. Вагоны с пассажирами шли с выключенными светом, чтобы поезд не заметили фашисты. Сами эвакуируемые сидели одетыми и должны были быть готовы в любой момент выпрыгнуть из вагона - двери для этого были открыты настежь.
Пассажирские перевозки были остановлены только в разгар белых ночей - 18 июня, когда скрывать поезда стало невозможно. Возобновлены они были только осенью.
Дорога Победы связала Ленинград с Большой землей и вместе с Дорогой Жизни не дала тысячам блокадников погибнуть от голода и холода.