Зайти дважды в одну воду - невозможно. Правда автор этого афоризма древнегреческий мыслитель Эпихарм про "дед-лайн", этот бич современности ничего не слышал.
Волжский Автомобильный Завод в одну и ту же воду вошёл, причём исключительно по необходимости получить новые рынки сбыта в Европе.
О провале проекта ВАЗ-2111 мы писали совсем недавно здесь: https://vk.com/angarnomer1?w=wall-76005518_1603
Тем не менее, в 1992-м году, бельгийский экспортёр советских(А на момент описываемых событий - уже российских) автомобилей Scaldia отправил запрос дирекции ВАЗа о возможном изготовлении малым тиражом автомобилей с кузовом "универсал" на шасси автомобилей переднеприводного семейства. Такими машинами интересовались представители малого бизнеса стран Бенилюкса - владельцы небольших магазинов, кафе, мастерских.
На ВАЗе с готовностью откликнулись на это предложение и конструкторы сели за проектирование. Учитывая ошибки недавнего прошлого решено было делать кузов новой модификации на рамной основе. Для этого в пол видоизменённого кузова ввели продольные усилители и усилили центральный тоннель в полу, который должен был принять на себя часть нагрузки. Кузов строили на стапелях в УКЭР, пользуясь деревянными лекалами, оставшимися ещё с середины 80-х годов, когда завод рассчитывал на запуск версии 2111 в серию. Правда при этом учли ошибки недавнего прошлого - задний свес ВАЗовского универсала стал короче, чем у машин, испытывавшихся шестью годами ранее.
Три автомобиля с индексом ВАЗ-2109У и с торговым названием "Siberia"отправили экспортёру весной 1993-го года, после чего на заводе стали ждать новых заказов. Увы, всё закончилось не менее плачевно, чем за 6 лет до описываемых событий.
Автомобиль, собранный в УКЭР завода практически вручную, на выходе получился вдвое дороже и тяжелее и привычной "девятки" с кузовом "хэтчбек". А покупатели в Европе уже привыкли, что русские машины - простые и дешёвые. Переплачивать за усложнение они оказались неготовы.
Первый ВАЗ-2109У был продан только к концу 93-го, в 94-м еле-еле со скрипом продали два оставшихся универсала и на том решили закончить. ВАЗ конструкцию никак не обновляли не дорабатывал, импортёр новых заказов и техзаданий не присылал, все постарались забыть произошедшее как можно скорее.
Спустя 3 года, в 1997-м наработки по универсалу пригодились при изготовлении пикапов ВАЗ-2108 Ф "Челнок" и вездеходов "Тарзан". Но и они в крупносерийное производство не пошли.
О том, сохранилась ли какая-нибудь из машин с кузовом "Универсал" производства 93-го года - неизвестно.
Коллекционер редкостей на автоисторическую тему Артем Халько любезно предложил группе фотографию из рекламного проспекта, напечатанного в 93-м для автосалонов княжества Люксембург.
Советский кроссовер. Первый и последний.
2 минуты
2581 прочтение
6 февраля 2019