Ребенок не сразу учится говорить. Ему нужно научиться правильно ставить язык при произнесении звуков, совершать выдох, сжимать и разжимать губы. Это сложная система действий, для слаженной и четкой работы которой, иногда, малышам требуется помощь. Важным фактором в правильном формировании речи является артикуляционная гимнастика для детей и упражнения по развитию речевого дыхания. Подобные упражнения, в виде игры, мама может начинать делать с малышом уже в полтора-два года.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционную гимнастику используют с целью стимулирования развития речевого аппарата, а именно артикуляционных органов (язык, губы, небо). Она хорошо подойдет детям, только начинающим говорить, а также незаменима для детей с речевыми нарушениями.
Примеры упражнений
- Максимально широко раскрыть рот («Жарко»), прикрыть рот («Холодно»), подержать рот открытым (как бегемотик).
- Надуть и сдуть щеки, словно во рту шарик.
- Вообразить, что съели вкусное лакомство и вымазали лицо. Облизать губы, щеки, нос, подбородок, куда удастся дотянуться языком.
- Облизать остатки пищи с тарелки.
- Открыть ротик, постучать кончиком языка по верхним зубам.
- Провести языком по губам, изображая их чистку.
- Поднимать и опускать язык, как качели (вверх-вниз) или водить из стороны в сторону (право-лево).
- Изобразить паровозик, издать звук «У-у-у».
Можно смело проявлять фантазию, например, облизывание губ языком может быть не только, когда вкусно, но и примером, как умывается кошечка. Нужно найти те ассоциации, которые близки и интересны вашему крохе, и делать их вместе, тогда гимнастика пройдет с удовольствием для обоих.
Развитие речевого дыхания у детей
Лёгкие с дыхательными мышцами ответственны за образование звуков. Нередко у малышей наблюдается прерывистое дыхание. Это приводит к трудностям в процессе чередования вдоха и выдоха носом и ртом. Данная проблема влияет на постановку речи. Правильное решение в этой ситуации – тренировки речевого дыхания.
Примеры упражнений
- Можно изображать персонажей сказок. Ветер – мама старательно дует, демонстрируя его силу. Пройдет время и ребенок начнет подражать.
- Взять кусочек пористой ваты и подкинуть, начиная дуть, стремясь удержать в воздухе. Малыш обязательно возьмет пример с любящего взрослого.
- Показать ребенку, что делает собачка в жаркую погоду. Она высовывает язык, шумно дышит.
- Обучить малыша остужать горячую пищу. Он может согревать руки. Вдохнуть носом, а выдохнуть ртом.
- Некоторые дети путают термины «вдох» и «выдох». Можно научить его нюхать цветок. Сначала совершить вдох носом и выдохнуть со звуком «Ааа».
- Изобразить море. На вдохе поднять руки, на выдохе их опустить со звуком «Шшш». Ребенок постарше с удовольствием потренируется с мыльными пузырями. Можно изобразить бурю в стакане — опустить соломинку в воду и начать активно дуть.
Использовать упражнения нужно начиная с простых, обязательно в игровой форме. В дальнейшем, если необходимость в гимнастике остаётся, усложняются комплекс и виды упражнений, а также увеличивается время, затрачиваемое на их выполнение.
Если же вы просто хотите стимулировать развитие речи малыша, можно практиковать упражнения во время сбора на прогулку, в процессе ожидания в очереди, после окончания приема пищи и т. д. Обычно малыши очень любят повторять смешные движения за мамой, особенно если после их хвалят. Поэтому приведенные варианты гимнастики могут стать не только развивающей игрой, но и приятным совместным времяпрепровождением.
Эту и другие познавательные статьи читайте в блоге Умной Мамы - http://clevermama.ru/baby/vzroslenie/artikulyatsionnaya-gimnastika/
Не забывайте подписываться на Умную Маму в соцсетях:
Telegram | Instagram | ВКонтакте | Facebook