В качестве присадок, предотвращающих питтинг, могут быть использованы соединения различного химического состава в зависимости от условий эксплуатации пар трения:
• производные имидазолина
• диалкилдитиофосфаты цинка (в моторных маслах)
• цинко-бариевая соль моноизобутилового эфира арилдитиофосфиновой кислоты (в трансмиссионных маслах для тракторов)
• хлорированные парафины.
Питтинг - наиболее распространенный вид повреждения поверхностей трения подшипников качения, вызываемый вибрирующими нагрузками. В тяжелонагруженных зубчатых передачах, в том числе гипоидных, трение скольжения сочетается с трением качения, и в них также наблюдается питтинг.
Питтинг - это усталостное изнашивание, при котором происходит удаление или перемещение материала и образование углублений, ямок, оспин.
Основная причина питтинга - образование межкристаллических трещин в поверхностном слое металла в результате высоких переменных нагрузок и превращение этих трещин в питтинговые язвы вследствие расклинивающего действия смазочного материала. Присутствие в смазочном материале воды ускоряет начало образования питтинга.
Питтинг существенно возрастает в случае возникновения коррозионных повреждений. Поэтому в качестве противопиттинговых присадок чаще всего применяют многофункциональные присадки, одновременно улучшающие смазывающую способность и снижающие коррозию, либо сочетание присадок с такими свойствами.
Эти присадки не должны обладать повышенной реакционной способностью, особенно при пониженных температурах, так как это ведет к повышенному коррозионному износу.
Известно, что противоизносные и противозадирные присадки могут влиять и на антифрикционные свойства смазочных масел. Некоторые присадки, в частности дитиофосфаты, обладают не только специфичными свойствами, но являются многофункциональными именно в отношении улучшения смазочных свойств масел, так как одновременно придают маслам как противоизносные, так и противозадирные, противопиттинговые свойства.