Издание «Губернiя Daily» опубликовало резкое письмо врача, который в одиночку борется против притеснения медиков.
СамолётЪ предлагает своим читателям выдержки из этой публикации, поводом для которой стала реальная ситуация из практики городской поликлиники Мурманска, где в новогодние каникулы хирург стал объектом нападения пациентов, требовавших принять их после окончания смены. Один из посетителей снимал происходящее на камеру…
«А сегодня, господа, хочется разобрать случай, который СМИ (по крайней мере, центральные) не освещали и не осветят. А зачем? Ведь когда ущемляются права человека, пациента — это непотребство, беспредел, неуважение, ну и прочие гадости. А вот когда притесняют врача. Впрочем, давайте по порядку.
Всё случилось относительно недавно в соседнем с нами Мурманске. Обычная поликлиника, коих полно в нашей стране. Идет обычный прием, который, как вы, надеюсь, помните, имеет свои нормы и временные рамки. И ведет его обычный доктор — такой же человек, как и мы с вами, а не андроид, питающийся от розетки и не имеющий никаких задач, кроме как работать, работать и работать»…
Рабочий день у врача закончился, но в коридоре осталось много людей, которые пришли без талонов, но, как они утверждают, с острой болью.
Люди возмущаются, что врач принял только тех, кого должен был принять по плану, и не смог принять тех, кто решил посетить врача самостоятельно. Мурманчане окружили доктора, требуя продолжить прием. При этом они кричали о том, что «таких» нужно увольнять. Петрозаводский коллега недоумевает: где логика? Врачей в поликлиниках и так не хватает.
Мурманский врач продолжает рассказывать: «Кто виноват и что же делать? И начнем с самого «виновного», естественно. Ведь именно врач виноват в том, что свершилась и продолжается оптимизация. Что никто не хочет работать в поликлиниках. Что рабочий день, вы подумайте, заканчивается. Бьюсь об заклад, сами ни минуты не задерживаетесь на работе! Устаете, спешите домой, к родным. Отдыхать. А чем доктор хуже?
Кто-то там вопил про острую боль. Согласен, аргумент. Да вот только не верю. Как вы, наверное, догадываетесь, я видел людей с острой болью. И умирающих видел. Так вот, господа, на представленном видео нет ни первых, ни вторых. Потому как первые обычно весьма громко кричат одну букву, например, «а-а-а!», либо сидят-лежат, стиснув зубы и то место, которое сильно болит. А с умирающими, надеюсь, и так понятно. И они уж точно не орут толпой, размахивая телефонами...
Здесь же мы наблюдаем картину полного пациентского беспредела. Им даже хватает (вернее, не хватает!) ума кричать фразу «Увольнять таких надо!» Люди, вдумайтесь! Врач один, к нему очередь, все не успели и его до кучи надо уволить! Сдается мне, что понятие элементарной логики становится у людей эдаким ненужным рудиментом. По-другому данное поведение не объяснить. Ну хоть не побили, и то хорошо. А на вопрос страждущих: «Что делать?» отвечу. Которые «типа с болью» смело ковыляют в приемный покой дежурной больницы. Там работа идет круглосуточно, таков регламент. А те, кто с больничными? Тут просто совет, без объяснений: приходить надо раньше, вы ж на больничном!
А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны, глазами доктора. Работал, принимал. До шума в голове и дрожи в руках. Стрелки на часах неумолимо пересекают отметку, свидетельствующую об окончании рабочего дня. Дома жена, дети, в магазин еще надо. А не тут-то было! При выходе из кабинета врача (мужчину и человека, как они сами говорят) берут в «кольцо», требуя принять всех и немедленно, преграждают ему путь, желают «проводить». И, конечно, уволить!
Господа, а вы вообще рассматриваете тот факт, что доктор в какой-то момент перестает быть доктором? Когда халат снимает, когда с работы уходит.
Ситуация в общем и целом, конечно, неприятная. Абсурдная. Не поддающаяся логическому объяснению. В комментариях к самой новости я нашел даже упоминания о том, что некоторым врачам приходилось вызывать полицию, чтобы уйти домой (!). Даже не знаю, что сказать. А может, ничего не говорить, а просто на прием носить с собой ружье?
И, молча выходя с ним в коридор, давать дуплет в потолок. Чтобы у сидящих этажом выше тапочки слетали. Может, так всем будет понятно: ПРИЕМ ОКОНЧЕН! Все разбежались. Будьте здоровы!»
Напомним ещё раз: автор текста — петрозаводский медик со стажем, который анонимно делится с нами изнанкой медицины и тем, что скрыто от глаз простых пациентов.
Кстати, за рубежом такая ситуация невозможна в принципе. Вас не примут без талона. И даже если вы опоздали на 2 минуты – тоже. И кричать на врача там никому не придет в голову. Не принято. В обществе есть понятные, чёткие и, главное, – всеми разделяемые представления о границах ответственности врача и пациента. О том, что должно быть в их отношениях, а что – совершенно недопустимо.
Речь здесь идёт не только о воспитанности, всё ещё дефицитной для нашей страны, и уровне культуры, который нашим согражданам ещё повышать и повышать.
Важное отличие заключается в общественном позиционировании фигуры самого врача. Главное противоречие в том, что у нас врач (как и учитель, кстати), с одной стороны, оказывая потребителю востребованную им услугу, является активным участником рыночных отношений. А, с другой, - он же, в полном соответствии с рождённой ещё в советское время мифологией, по-прежнему остаётся не обычным специалистом сферы обслуживания, а представителем некой касты жрецов, призванной к высокому служению людям в любое время дня и ночи. Якобы, это обязательство и записано в пресловутой клятве Гиппократа, которую дают все выпускники мединститутов.
Любопытно, что в обществе такое представление о роли врача, который вечно должен своим пациентам существенно больше, чем записано в его истории болезни и больничном распорядке, распространено гораздо шире и глубже, чем в собственно профессиональном врачебном сообществе.
И, пожалуй, именно отсюда «растут ноги» той повышенной требовательности к врачу, которую предъявляют пациенты к медикам. Которая так часто приводит к возникновению судебных тяжб и даже уголовных дел в отношении врачей. Которая порой в сочетании с банальными наглостью и хамством делают жизнь медицинских работников невыносимой. Стоит ли после этого удивляться, что около трети выпускников медицинских вузов не идут после окончания учёбы работать по специальности?