Американские винтовки AR-15/M16, несомненно, очень круты. Но вот норвежцы, например, выбрали себе на замену традиционных AG-3 другой вариант — немецкую НК 416 от «Хеклер-Кох». Мы покопались в истории вопроса, чтобы понять, чем же так хороши «хеклер-коховцы».
Проблемы?
Министерство обороны Норвегии заключило с германской компанией «Хеклер-Кох» контракт аж на 22 миллиона евро на поставку дополнительных (11 тысяч штук!) штурмовых винтовок НК 416. Хм, две тысячи баксов за одну винтовку — мягко говоря, недёшево… Что же заставило норвежцев отказаться от традиционных AG-3 (лицензионной версии немецкой G3) в пользу другого «штурмгевера» от того же производителя?
AG-3 пытались по мере сил модернизировать: меняли приклад, обвешивали планками Пикатинни, приспосабливая для коллиматорных и оптических прицелов, однако нутро не поменяешь: тяжёлое и габаритное оружие под патрон 7,62×51 мм не слишком подходило для XXI века. Да и точность стрельбы очередями с таким мощным патроном всегда оставляла желать лучшего.
Скандинавам требовалось оружие, отвечающее современным стандартам НАТО и пригодное для работы как в жесточайших климатических условиях крайнего Севера, так и далеко на юге (норвежские подразделения несколько лет принимали участие в операциях в Афганистане). При этом параллельно с AG-3 в силах специального назначения Норвегии использовались канадские карабины С8 — модифицированная версия американского «Кольт 653». Казалось бы, логичный шаг — рассмотреть AR-платформу для принятия на вооружение. Однако, американские винтовки норвежских военных не устраивали…
Так в чём проблема?
Технические подробности
Напомню, как работает автоматика AR-15/M16: в момент выстрела часть пороховых газов отводится из канала ствола через особое отверстие в длинную трубку. Раскалённый выхлоп долбит в специальный выступ на затворной раме, она начинает откатываться назад — а дальше нам не особо интересно, если честно.
Главное: газы попадают внутрь ствольной коробки и загрязняют её, а газовая трубка — длинная и тонкая. Загадить её наглухо, конечно, сложно, но стоит помнить, что в момент выстрела температура может достигать 2500 градусов и выше, а пороховые газы — штука весьма агрессивная. Поэтому в процессе эксплуатации трубка активно корродирует, а при стрельбе очередями ещё и адски нагревается.
Ещё один любопытный момент: чем короче ствол АРки, тем ближе к казённой части приходится сверлить газоотводное отверстие в стволе, тем короче будет газовая трубка, тем больше она будет нагреваться, и тем резче станет движение затворной рамы при работе автоматики. Такое оружие быстрее износится — с обеспечением его бесперебойной работы возникнут проблемы. Поэтому на совсем уж коротких коммерческих АРках зачастую применяют «пигтэйлы» (англ. «pigtale» — свиной хвост) — газовые трубки, оборачивающиеся вокруг ствола.
Плавность работы автоматики улучшается, но такой «кипятильник» уже относится к категории необслуживаемых деталей: прочистить её нельзя. То есть чтобы уберечься от прогара, нужна периодическая замена трубки. Конечно, операция эта несложная, её можно выполнить в любой мастерской, но общая живучесть оружия всё равно страдает.
А может, ну его?..
При этом все проблемы «прямого газоотвода» вполне решаемые: достаточно просто от него отказаться. Та же компания «Армалайт», детищем которой была М16, ещё в 1963 году представила модель AR-18 (которая у большинства ассоциируется с Ирландской республиканской армией). Вместо «прямого газоотвода» в ней применили поршень с коротким ходом — не новая, но отлично себя зарекомендовавшая система.
Вот вам самый понятный для русского человека пример: вы самозарядный карабин Симонова разбирали когда-нибудь? В нём эта схема тоже применяется. Через отверстие в стенке ствола часть газов отводится и бьёт по чашечке поршня. Поршень малость отходит назад, бьёт по штоку, а шток уже лупит по затворной раме, которая по инерции откатывается назад — и т. д., и т. п. В результате получаем значительно меньшее засорение ствольной коробки, меньший вес затворной рамы с затвором и кучу других приятных (и неприятных) мелочей. Однако, в СКСе газовый поршень двухсекционный. А в AR-18 он состоит аж из трёх секций — что сложнее, но тоже вполне надёжно.
Общий выпуск AR-18 и её полуавтоматической версии AR-180, предназначавшейся для гражданского рынка, составил менее 23 тысяч штук — «не пошлó». Однако все заинтересованные оружейные компании успели внимательнейшим образом изучить конструкцию — её отголоски видны и в японской винтовке «Тип 89», и в бельгийской FNF-2000 и (внимание!) в немецкой G-36 компании «Хеклер-Кох».
И тут ему навстречу выходит «Хеклер-Кох»!
Вообще-то приспособить подобную систему к АРке в США пытались неоднократно, но именно дотошные немцы систему газоотвода и трёхсекционный газовый поршень изрядно модифицировали — так, чтобы оружие надёжно работало и с ослабленной, и с усиленной пороховой навеской и чтобы лишний газ стравливался (заодно и запатентовали).
Схему эту «хеклер-коховцы» применили в экспериментальной винтовке ХМ8, принимавшей участие в программе OICW, оттуда она перекочевала в штатную германскую винтовку G36.
Но немцы, скорее всего, хорошо понимали: внешний вид G36 может показаться потенциальным заказчикам излишне футуристичным. Это значило, что вложенные в проект денежки могут и не окупиться (ещё свеж был опыт с G11). Поэтому параллельно в «Хеклер-Кох» занимались напиллингом и улучшением чужого оружия: злополучной британской L85A1 и американской М16.
Островное изделие с грехом пополам удалось довести до состояния L85A2 и, перекрестясь, спихнуть обратно англичанам — тевтонский гений мало что смог противопоставить британскому. А вот в случае с М16 результат получился значительно лучше: патентованный шток встал на место как родной. Верхнюю часть ствольной коробки (в просторечии — аппер) тоже пришлось доработать.
Первоначально была идея — оставить приклад и ловер (нижнюю часть ствольной коробки) неприкосновенными. У штатной М16 под замену шли лишь аппер со стволом, но позже «хеклер-коховцы» решили не мелочиться: зарабатывать так зарабатывать. Нынешние версии НК416 полностью адаптированы под составной трёхзвенный газовый шток, а немцы вдобавок уверяют, что доработали вообще всё — разумеется, в лучшую сторону: заводские испытания дали десять тысяч выстрелов подряд без единой задержки.
В 2004 году на сравнительных стрельбах НК 416 тоже показала себя хорошо — да так, что винтовку немедленно возжелал Корпус морской пехоты США, несмотря на увеличение веса и внезапную необходимость периодической чистки газоотвода. Ну, тут уж ничего не поделаешь: раз вместо необслуживаемой тонкой трубочки появилась увесистая деталька из трёх частей, да ещё и с пружинкой, — придётся чистить…
«Хеклер-Кох» шагает по планете
Вот и всё, что нужно знать о HK 416, и почему её облюбовали КМП США, бразильцы, австралийцы, французы, сами немцы — и ещё два десятка стран мира, включая норвежцев.
Надо признать, новое (точнее, обновлённое) оружие получилось значительно лучше и надёжнее, чем многие годы воюющая с автоматом Калашникова за «первое место в мире» М16/AR-15. Как бы ни сопротивлялись адепты классического «прямого газоотвода», gaspiston завоёвывает всё новых и новых поклонников и в военной, и в полицейской, и в гражданской среде. Главное препятствие этой экспансии — цена. Стандартную АРку приличного качества в США сейчас можно купить менее чем за 600 долларов, а гражданская версия фирменного «хеклер-коха» HK MR556A1 в 2013 году тянула на 3500 баксов. Сейчас, правда, цена на «немку» снизилась на треть, но…
Самое забавное во всей этой истории — поднапрячься и представить себе, что в середине 1960-х годов создатели AR-10, AR-15 и AR-18 не разбежались бы из компании ArmaLite, устав ждать дивидендов, а проявили бы упорство и продавили-таки сочетание AR-15 и AR-18, лишённое основных недостатков М16, на вооружение армии США. Любопытно, что за оружие состояло бы сегодня на вооружении половины планеты?
Но — «история не терпит сослагательного наклонения».