Сюжет комедии 1964 года основан на трех пьесах Александра Островского "Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай!", "Женитьба Бальзаминова (За чем пойдёшь, то и найдёшь)".
Режиссер фильма, Константин Воинов, задумал экранизировать пьесы Островского еще в самом начале своей карьеры, но все был занят другими проектами. В конце концов он написал сценарий и отправил заявку в ГосКино.
Однако, начало съемок постоянно откладывалось и приступить к ним режиссер смог только спустя почти 10 лет после написания сценария.
Константин Воинов и Георгий Вицин были большими друзьями, поэтому когда режиссер получил разрешение на экранизацию, никаких других кандидатов на роль Мишеньки Бальзаминова он и не рассматривал.
Только вот Георгию Вицину пришлось знатно потрудиться, чтобы соответствовать играемой роли. На момент съемок ему было 46 лет, а играл он 20-25-летнего юношу (точный возраст Бальзаминова нигде не называется).
Для того, чтобы выглядеть моложе, Георгий Вицин не только поработал над внешним гримом (парик с кудряшками и веснушки - это его идея), но и скинул лишние килограммы с помощью усиленных тренировок.
Кроме того, актеру пришлось значительно выправить свою осанку и походку, они тоже могли выдать его возраст.
Интересно отметить, что Людмила Шагалова, которая играет маменьку Миши Бальзаминова, младше Георгия Вицина на 6 лет. Тем не менее актеры прекрасно справились со своими ролями.
Съемки фильма проходили в Суздале, он очень хорошо подходил для натурных съемок: там были целые улицы, практически нетронутые цивилизацией. Дом Бальзаминова сохранился до наших дней, он находится по адресу улица Старая, д. 13.
Двор и сам дом практически не изменились со времени съемок, только голубятни нет (её построили специально для съемок, а по завершению - разобрали).
На съемки поцелуя Ноны Мордюковой и Георгия Вицина было потрачено много времени, режиссер требовал повторять его раз за разом, пока не получилось именно то, что его удовлетворило. На это ушло 29 дублей, и актеры очень невзлюбили эту сцену.
Режиссер был очень требовательный и редкие сцены снимались с первого раза. Например, для чаепития понадобилось 15 дублей, чему актеры были весьма рады: все угощения на столе не были бутафорскими, и кушать вкусную выпечку актерам было по нраву.
Экранизация классики - не очень легкое дело, даже когда в актерском составе одни звезды. Кстати, для Надежды Румянцевой это была первая роль, в которой она играла девушку из 19-го века, а не свою современницу. Для этой роли Румянцева специально погрузилась в историю того времени, изучала наряды и правила этикета.
После премьеры фильм по достоинству оценили зрители. Фильм получился легкий для просмотра и очень хорошо передал тонкий юмор пьес Островского.