Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Wiesel AWC: самый маленький бронеавтомобиль современности

В 1930-х годах прошлого века активно развивался новый вид бронетехники – танкетки. Предвестники современных БМП отличались небольшими габаритами, противопульным бронированием и пулеметным вооружением. Но уже во время ВМВ этот вид бронетехники оказался лишним – функции танкеток успешно выполняли бронетранспортеры и легкие танки. А вскоре развитие концепции БМП, казалось бы, навсегда отправило в историю танкетки.

Немецкий Wiesel AWC является самым маленьким образцом современной бронетехники. Его масса не превышает трех тонн
Немецкий Wiesel AWC является самым маленьким образцом современной бронетехники. Его масса не превышает трех тонн

Но не все армии придерживались такого мнения! Сегодня мы поговорим о единственной в своем роде современной танкетке – немецкой Wiesel AWC.

Возрождение класса

Wiesel 1 в "базовом" исполнении получил 20-мм автопушку Rh-202 с боекомплектом в 400 снарядов. Основной прицел - телескопический PERI Z-16, который в темное время суток заменяется активным ночным прицелом. Модернизированные машины получили полноценную систему управления огнем BMS
Wiesel 1 в "базовом" исполнении получил 20-мм автопушку Rh-202 с боекомплектом в 400 снарядов. Основной прицел - телескопический PERI Z-16, который в темное время суток заменяется активным ночным прицелом. Модернизированные машины получили полноценную систему управления огнем BMS

История машины началась в 1970-х, когда военные из ФРГ осознали, что воздушно-десантным войскам не хватает транспорта, который мог бы противостоять танкам потенциального противника. Требования военных были просты: масса, позволяющая перевозку транспортными самолетами НАТО и возможность десантирования. Так же требовалось вооружение, которое позволяло бы бороться с бронетехникой и живой силой противника.

"Противотанковая" версия машины получила противотанковый комплекс TOW, который позволяет поражать современные танки
"Противотанковая" версия машины получила противотанковый комплекс TOW, который позволяет поражать современные танки

Уже в 1975 году специалисты Porsche представили несколько вариантов будущей машины, которые военное руководство одобрило. Но спустя три года проект закрыли из-за недостатка финансирования. Тем не менее разработка машины продолжилась с прицелом на экспортный рынок. А в 1985 году и Бундесвер нашел средства для новинки, заказав партию в 343 машины, которые взяли на вооружение под названием Wiesel (Ласка).

Вид на место командира. Вне зависимости от исполнения, экипаж Wiesel состоит из двух человек: командира и механика-водителя
Вид на место командира. Вне зависимости от исполнения, экипаж Wiesel состоит из двух человек: командира и механика-водителя

Машина получила противопульное бронирование толщиной до 8 мм в лобовой проекции. Это обусловило небольшой вес – всего 2,7 тонны. Благодаря пятицилиндровому турбодизелю Audi (85 сил) и АКПП машина может развить до 70 км\ч по шоссе. Торсионная подвеска состоит из четырех опорных, одного поддерживающего катка и ведущего колеса. Экипаж Wiesel AWC представлен двумя операторами: водителем и наводчиком.

Слева от механика-водителя расположен 5-цилиндровый турбодизель Audi, который позволяет достигать скорости в 70 км\ч
Слева от механика-водителя расположен 5-цилиндровый турбодизель Audi, который позволяет достигать скорости в 70 км\ч

Часть машин получила одноместную башню KUKA E6-II-A1 с 20-мм автопушкой Rheinmetall Rh-202, которая может бороться с легкой бронетехникой и живой силой противника. 210 Wiesel оснастили противотанковым ракетным комплексом TOW, который способен поразить до 800-мм гомогенной брони за динамической защитой.

Wiesel 2

Сравнение размеров бронекорпусов Wiezel 1 и Wiezel 2. Габариты первой составляли 3,8х1,8х1,8 метра (Длина - ширина - высота).
Сравнение размеров бронекорпусов Wiezel 1 и Wiezel 2. Габариты первой составляли 3,8х1,8х1,8 метра (Длина - ширина - высота).

В конце 1990-х началась работа по созданию новой версии Wiesel AWC, представленной в 2001 году. Wiesel 2 получил увеличенный корпус и подвеску с пятью опорными катками с каждой стороны. Масса возросла до 4,7 тонны – при том же уровне бронирования. Обновленную машину приводил в движение четырехцилиндровый турбодизель Volkswagen, мощностью в 109 сил.

Помимо габаритов, Wiezel 2 отличала ходовая часть с пятью опорными катками на сторону. На фото - 120-мм самоходный миномет на базе Wiezel 2
Помимо габаритов, Wiezel 2 отличала ходовая часть с пятью опорными катками на сторону. На фото - 120-мм самоходный миномет на базе Wiezel 2
Wiezel 2 Ozelot с двумя пусковыми установками ЗУР Stinger
Wiezel 2 Ozelot с двумя пусковыми установками ЗУР Stinger

В общей сложности, немецкие военные заказали 178 машин в разных исполнениях. Так, легкий комплекс ПВО представлял собой три машины: подвижной пункт управления, машину воздушной разведки, и непосредственно самоходный зенитно-ракетный комплекс. Последний получил две пусковых установки FIM-92 Stinger, которые, среди прочего, могут вести огонь немецкими ракетами LFK NG.

Увеличение габаритов позволило создать санитарную машину на базе Wiezel 2
Увеличение габаритов позволило создать санитарную машину на базе Wiezel 2

По такой же концепции создан самоходный миномет: одна машина несет на борту 120-мм миномет, вторая - командный пункт – третья отвечает за разведку. Помимо этого, Wiesel 2 представлен в качестве инженерного и санитарного транспорта.

Итоги применения

Wiezel после десантирования с борта вертолета CH-53. Транспортные вертолеты НАТО могу перевозить до двух подобных машин
Wiezel после десантирования с борта вертолета CH-53. Транспортные вертолеты НАТО могу перевозить до двух подобных машин

Изначально, «Ласка» создавалась для транспортировки по воздуху и десантирования. Первая задача была успешно решена: грузовой самолет C-130 или C-160 мог взять на борт до четырех машин с экипажем, еще две может перевезти вертолет CH-53. А вот десантирование не задалось с самого начала: так, несмотря на небольшую массу, из четырех испытательных сбросов, ни один не увенчался успехом.

Wiezel 1 и 2 составляют основу парка бронетехники немецких десантников
Wiezel 1 и 2 составляют основу парка бронетехники немецких десантников

Несмотря на экспортные попытки, все выпущенные Wiesel используютсял лишь в Fallschirmsjägerbatallion (немецкие ВДВ). Семь машин были проданы в США для исследований в области беспилотных боевых машин. «Дебют» боевой машины состоялся в рамках миротворческой миссии UNISOM II в Сомали в 1993 году, где машины проявили высокий уровень надежности. Впоследствии «Визель» использовались в ходе операций под эгидой ООН на Балканах и в Афганистане.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – тексты об иных авиадесантных боевых машинах: