В 1930-х годах прошлого века активно развивался новый вид бронетехники – танкетки. Предвестники современных БМП отличались небольшими габаритами, противопульным бронированием и пулеметным вооружением. Но уже во время ВМВ этот вид бронетехники оказался лишним – функции танкеток успешно выполняли бронетранспортеры и легкие танки. А вскоре развитие концепции БМП, казалось бы, навсегда отправило в историю танкетки.
Но не все армии придерживались такого мнения! Сегодня мы поговорим о единственной в своем роде современной танкетке – немецкой Wiesel AWC.
Возрождение класса
История машины началась в 1970-х, когда военные из ФРГ осознали, что воздушно-десантным войскам не хватает транспорта, который мог бы противостоять танкам потенциального противника. Требования военных были просты: масса, позволяющая перевозку транспортными самолетами НАТО и возможность десантирования. Так же требовалось вооружение, которое позволяло бы бороться с бронетехникой и живой силой противника.
Уже в 1975 году специалисты Porsche представили несколько вариантов будущей машины, которые военное руководство одобрило. Но спустя три года проект закрыли из-за недостатка финансирования. Тем не менее разработка машины продолжилась с прицелом на экспортный рынок. А в 1985 году и Бундесвер нашел средства для новинки, заказав партию в 343 машины, которые взяли на вооружение под названием Wiesel (Ласка).
Машина получила противопульное бронирование толщиной до 8 мм в лобовой проекции. Это обусловило небольшой вес – всего 2,7 тонны. Благодаря пятицилиндровому турбодизелю Audi (85 сил) и АКПП машина может развить до 70 км\ч по шоссе. Торсионная подвеска состоит из четырех опорных, одного поддерживающего катка и ведущего колеса. Экипаж Wiesel AWC представлен двумя операторами: водителем и наводчиком.
Часть машин получила одноместную башню KUKA E6-II-A1 с 20-мм автопушкой Rheinmetall Rh-202, которая может бороться с легкой бронетехникой и живой силой противника. 210 Wiesel оснастили противотанковым ракетным комплексом TOW, который способен поразить до 800-мм гомогенной брони за динамической защитой.
Wiesel 2
В конце 1990-х началась работа по созданию новой версии Wiesel AWC, представленной в 2001 году. Wiesel 2 получил увеличенный корпус и подвеску с пятью опорными катками с каждой стороны. Масса возросла до 4,7 тонны – при том же уровне бронирования. Обновленную машину приводил в движение четырехцилиндровый турбодизель Volkswagen, мощностью в 109 сил.
В общей сложности, немецкие военные заказали 178 машин в разных исполнениях. Так, легкий комплекс ПВО представлял собой три машины: подвижной пункт управления, машину воздушной разведки, и непосредственно самоходный зенитно-ракетный комплекс. Последний получил две пусковых установки FIM-92 Stinger, которые, среди прочего, могут вести огонь немецкими ракетами LFK NG.
По такой же концепции создан самоходный миномет: одна машина несет на борту 120-мм миномет, вторая - командный пункт – третья отвечает за разведку. Помимо этого, Wiesel 2 представлен в качестве инженерного и санитарного транспорта.
Итоги применения
Изначально, «Ласка» создавалась для транспортировки по воздуху и десантирования. Первая задача была успешно решена: грузовой самолет C-130 или C-160 мог взять на борт до четырех машин с экипажем, еще две может перевезти вертолет CH-53. А вот десантирование не задалось с самого начала: так, несмотря на небольшую массу, из четырех испытательных сбросов, ни один не увенчался успехом.
Несмотря на экспортные попытки, все выпущенные Wiesel используютсял лишь в Fallschirmsjägerbatallion (немецкие ВДВ). Семь машин были проданы в США для исследований в области беспилотных боевых машин. «Дебют» боевой машины состоялся в рамках миротворческой миссии UNISOM II в Сомали в 1993 году, где машины проявили высокий уровень надежности. Впоследствии «Визель» использовались в ходе операций под эгидой ООН на Балканах и в Афганистане.