Найти тему
Елена Агафонова

Образование

Иллюстрация: Photo by Brunel Johnson on Unsplash
Иллюстрация: Photo by Brunel Johnson on Unsplash

Как придётся

Размышляя о призвании, я уже писала, что образование большинство из нас получает как-то совершенно неосознанно. Либо родители, а в более широком смысле социум нам свой «образ» прекрасного будущего предлагают/навязывают, либо за компанию образовываемся: да, и так тоже бывает сплошь и рядом — подруга пошла на менеджера организации учиться, а мне было всё равно, на кого, вместе веселее!.. И в целом понимая, что школа за редким исключением ничего не делает для того, чтобы выявить истинные наклонности молодых людей (поскольку школе это не выгодно, ей гораздо проще управлять одинаково мыслящими и действующими людьми), довольно закономерна ситуация, в которой вчерашние выпускники готовы на всё! Им просто важно выйти, чтобы закончить этот кошмар под названием «школа», в разы усилившийся в последнее время из-за ЕГЭ. Хоть в ВУЗ, хоть просто дома остаться и в сети позависать. Даже в армию идут, лишь бы «картинку» поменять. Последнее, правда, ещё больше нынешнюю молодёжь ошеломляет. Это та же школа, но за колючей проволокой, с малообразованными «учителями» и Уставом, который никто не выполняет, потому что это невозможно в принципе.

В общем, с «образом» у молодёжи, я говорю про подавляющее большинство в нашей стране, всё очень и очень размыто. И даже у тех «счастливчиков», которые заканчивают школу с медалью, пробиваются в самые престижные ВУЗы и в результате находят работу в именитых компаниях, зачастую случаются «неожиданные» разочарования: «Разве это то, что я хотел?»

Что же делать, если «образ» загадочен и никак не хочет проявляться?

Первое, на что я хотела бы обратить внимание здесь, — это время. Слышу: «Как? Почему? Вы предлагаете нам ещё ждать?!»

Ну, в целом да… Объясню. Образование призвано создать в нашем представлении некую субъективную картину мира, «образ», в который войдут сведения о себе,

других, событиях в определённой временной перспективе и их последствиях. Разве можно это всё за пару месяцев осмыслить? Поэтому, да, время действительно, на мой взгляд, очень важно. Хорошо бы, например, в школе, класса так с восьмого, ну, или с девятого, это время началось. Но если реальность другая, значит, нужно выделить время после окончания школы, а не рваться в первых рядах штурмовать университеты.

На что нужно время? — На опыт. Это второй важный аспект. Опыт — сын ошибок трудных, как известно. То есть время нужно на пробы и ошибки, и снова пробы, чтобы через какое-то время они привели к той самой зрелости, без которой собственный «образ» реально сложно себе представить. В разных странах есть даже обозначение для этого времени после школы — gap year*. Вчерашние школьники прежде, чем поступить в колледж или университет, проводят один год в путешествиях, работают волонтёрами в разных организациях, изучают культуру и языки, заводят контакты, взрослеют и …получают тот самый жизненный опыт, в ходе которого у них и складывается свой собственный «образ» желаемого будущего. Справедливости ради, нужно сказать, что бывает, что «перерыв» такой делают и после пары лет обучения на балакавриате или перед магистратурой. Главное, и это подтверждают соответствующие исследования**, что успеваемость и увлечённость студентов, сделавших такой «перерыв» перед поступлением в разы выше, чем у их сверстников, решивших сразу идти в ВУЗ. Это и понятно. Когда понимаешь смысл своих действий, энергия и отдача от действия, естественно, выше.

Раньше, в прошлом веке, как любит напоминать мне сегодня молодёжь, была такая распространённая практика спрашивать детей, на кого он или она хотели бы быть похожими? Кто твой кумир? Кто тебя вдохновляет? Кому ты хотел бы подражать? Это ведь тоже про «образ», а значит, про образование. Есть какой-то пример — настоящий живой человек, или герой романа, фильма. И он для молодого человека являет некий комплекс привлекательных свойств, черт характера. Таким он хочет стать, когда вырастет. Стремление, а позже и его продолжение — действие создают процесс, в ходе которого подражание сменяется проверкой воплощения «образа» в собственной реальности. Чем не образование? И не обязательно думать, что такая история только в подростковом возрасте с нами может приключиться. Взрослый вполне себе может найти тот образ, который поможет двигаться вперёд, стать более востребованным или просто счастливым.

Так что «подражание» как ориентир, как внутренний такой камертон, — это тоже часть процесса образования, ещё одна важная его составляющая. Когда на коуч-сессиях люди меня спрашивают, а как же мне, например, избавиться от привычки всё скрупулёзно и по миллиону раз перепроверять, когда другие не заморачиваются и тем самым экономят массу сил и энергии, с удовольствием идут по жизни и порой обходят меня на крутых поворотах именно за счёт какой-то лёгкости и непринуждённости, я обычно рекомендую найти себе такого «бади»*** — приятеля, реального или вымышленного, например, героя фильма или книги, с которым в переломные моменты, или просто в минуту сомнения можно «поговорить», даже мысленно и спросить совета. «Образ» всегда готов с нами пообщаться и способствовать дальнейшему образованию.

Что ещё важно в «образовании»? Учителя, тренеры. Это те, кто уже прошли путь, на который мы только вступаем. Почему учителя нужны? Я сейчас, конечно, говорю об Учителях с большой буквы. Ведь все мы знаем, что среди тех, кого мы называем «учителем», порой попадаются случайный люди. Смотри, как говорится пункт первый, про призвание. Не все учителя по зову сердца ими становятся. Как и остальные «профессионалы», в силу всё тех же причин: не было времени, не хватило внимания, не считал эту тему вообще сколько-нибудь важной — главное, чтобы деньги платили. Так вот. Если мы всё же про настоящих учителей говорим, то они выполняют в процессе образования четыре очень важные функции. Я это не сама придумала, но полностью согласна с автором книги «Код таланта. Гениями не рождаются. Ими становятся» Дэниела Койла. В ней он пишет про четыре добродетели учителя, я вам их в вкратце представлю:

Матрица. Койл ещё называет её «убойным приложением» хорошего учителя. Это сплав опыта, знаний, методического искусства и интуиции, позволяющий моментально для каждого отдельного ученика дать наиболее подходящий инструмент в обучении. Поэтому опытный, настоящий мастер своего дела, педагог — необходимый элемент процесса эффективного образования.

Восприимчивость — это способность хорошего учителя, здесь и сейчас, в любой момент взаимодействия со своим учеником, быть с ним рядом, ощущать его потребности, излучать абсолютное внимание и присутствие. Быть твёрдым или мягким, требовательным или предоставить ученику свободу выбора — всё по ситуации, всё в меру, по необходимости.

GPS - рефлекс — это про краткость, которая сестра таланта. Хороший учитель не тратит время ученика впустую. Чётко, меткими выражениями, он умеет поставить акценты, привлечь внимание ученика, вдохновить его и направить.

Сценическая честность. Хороший учитель — это всегда прекрасный актёр. Амплуа могут быть различными: от мага до шута, но не это главное! Данное качество особенно важно в таком непростом моменте, как работа с ошибками ученика, а также подстройка под его или её мотивы к обучению. Иногда он суров, в другом случае нежен, но всегда честен и тем вызывает полное доверие среди учеников.

Тот, кто не знает, как правильно

Коучинг в образовании стоит, на мой взгляд, особняком. Потому что коуч — это даже не тренер, хотя многие словари вам именно это значение предложат. Коуч — это тот, кто не знает, что именно и как тебе делать. Это тот, кто не указывает, не оценивает, не предлагает даже ничего. В процессе коучинга происходит скорее исследование потенциала человека, в ходе которого он сам находит наилучший путь для решения своих самых важных жизненных задач. А коуч лишь задаёт «правильные», своевременные вопросы и создаёт атмосферу открытости и ясности. О коучинге мы поговорим подробнее в следующей главе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Подписывайтесь на канал!

Больше интересных статей и практик в он-лайн журнале «На самом деле».

*с английского можно перевести, как «перерыв на год»
**https://gapyearassociation.org/data-benefits.php исследования ассоциации компаний, предлагающих различные программы для «годичного перерыва» в США
***buddy (англ.) - приятель, друг, кореш