Кто не слышал расхожей фразы «Москва – Третий Рим»? В этой фразе заложена сформированная во времена Ивана III концепция притязания Московии на главенствующее положение в мире. Можно спорить с тем, насколько основанной была такая концепция, но это вопрос другой. Главное – фраза «Москва – Третий Рим» была квинтэссенцией новой идеологии. Но как родилась эта идеология?
Многие считают, что эта концепция основана на том, что великий князь Иван III взял в жёны племянницу последнего Константинопольского императора – Софию Палеолог, которая привезла в качестве приданного герб Византии, двуглавого орла и формальное право московским великим князьям претендовать на престол Константинополя. Но всё несколько сложнее.
У Ленина есть работа, называющаяся «Три источника и три составных части марксизма». В этой работе Ленин кратко излагает три исходных мировоззрения, которые Маркс и Энгельс положили в основу своей идеологии коммунизма. Как не странно, но имперская идеология Московской Руси тоже родилась из трёх компонентов. Что же это за компоненты?
Первая составляющая
Евфросин родился в селе Виделебье, близ Пскова в семье простых псковских поселян. В молодости оказался в Константинополе и встретился с Патриархом Константинопольским. Вернувшись на Русь, ушёл в Снетогорский монастырь и принял там постриг с именем Евфросин. Около 1425 года он удалился на берег реки Толвы, где устроил себе келью. Позднее он основал Спасо-Елеазаровский монастырь.
В 1447 году Евфросин со своими помощниками закончил возведение собора Вселенских Учителей. А ещё через несколько лет – в 1453 году, под ударами турок-османов пал Константинополь, после чего перестала существовать Восточная Римская Империя или – Византия. Константинополь на тот момент считался главным городом Православия, а Константинопольский патриарх – главным патриархом православных во всём мире.
Когда Константинополь пал, Константинопольский патриарх Геннадий II постарался спасти наиболее важные православные святыни, имеющие принципиальное значение не только для церкви, но и для оправдания притязания византийских правителей на руководящую роль по управлению миром. Одной из таких святынь была «Цареградская» икона Божией Матери, которая символизировала идею «удержания мира от прихода антихриста». Смысл владения этой иконой заключался в том, что владеющей ею охраняет мир от антихриста. А поскольку в христианской политической концепции нет более важной цели, византийские басилевсы, владеющие этой иконой, естественным образом претендовали на своё главное место в мировой политической табели о рангах.
Но Константинополь пал. И патриарх Геннадий II, который был знаком с Евфросином, передал именно ему «Цареградскую» икону Божией Матери на сохранение. Таким образом сакральный центр «удержания мира от прихода антихриста» переместился в Московскую Русь. И это произошло ещё до того, как София Палеолог стала женой Ивана III.
Вторая составляющая
В 1485 году Зосима стал архимандритом Московского Симонова монастыря, а в 1490 – митрополитом Московским и находился в близких отношениях с Иваном III.
Близость к великому князю – более чем достаточный повод, чтобы человек обзавёлся завистниками и недоброжелателями. Так случилось и с Зосимой. Зосиму недоброжелатели обвинили в ереси, поскольку он имел общение с т.н. «жидовствующими» – сформировавшегося в Новгороде религиозного движения, которое официальная православная церковь посчитала еретическим. Зосиму обвинили даже в содомии – традиционное обвинение того времени против идеологических противников. Однако благодаря близким ли отношениям с Иваном III, а может по другим причинам, но Зосима не был осуждён, как еретик.
В 1492 году (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к своему «Изложению Пасхалии» именно он сформулировал основы концепции новой государственной идеологии. Однако честь формулировки чеканной фразы «Москва − Третий Рим» принадлежит не Зосиме.
Третья составляющая
Термин «Москва – Третий Рим» ввёл в оборот политического лексикона монах Филофей (1465–1542), старец псковского Спаса-Елеазаровского монастыря. То есть того самого монастыря, который был основан Евфросином Псковским и который получил «Цареградскую» икону Божией Матери.
Стоит отметить, что ересь «жидовствующих», возникшая в Новгороде, конечно же не могла не затронуть и рядом расположенную Псковскую землю. В этой связи интересно, что и Зосима Московский, которого обвиняла в поддержке «жидовствующих» питался теми же самыми идеями. Похоже до сих пор никто не обращал внимание на то, что концепция «Москва – Третий Рим» возникла на территории, на которой в тот момент усиливалась ересь «жидовствующих». Более того, когда в 1490 году церковный собор предал анафеме «жидовствующих», митрополитом уже был Зосима, которого святой Иосиф Волоцкий именовал не иначе, как «злобесным волком», считая еретиком.
После собора всех новгородских «жидовствующих» наказали. Их провезли по городу (Новгороду), посаженными на коней задом-наперёд, в берестяных колпаках и с табличкой на груди: «Се сатанино воинство». Под конец шествия колпаки были подожжены прямо на головах осуждённых. Правда этим импровизированное аутодафе и закончилось. В Испании их конечно сожгли бы. Но на Руси их лишь разослали по монастырям. Но это в Новгороде. А вот в Москве «жидовствующие» не только не были наказаны, а, наоборот, их положение при дворе Великого князя только укрепилось (правда, не на долго).
Стоит отметить, что т.н. «ересь жидовствующих» в своей сути представляла из себя доктрину, которая до известной степени коррелировалась с начавшимся в Европе Ренессансом, или гуманизмом – комплексом идей, претендующих на то, чтобы от философского созерцания Бога и различных проявлений божественного сосредоточиться на изучении человека и его воли. Русские «жидовствующие» не шли так далеко, но утверждали концепцию более широко понимаемой человеческой воли, а также отрицали монашество. То есть ересь «жидовствующих» была не столько религиозным, сколько зарождающимся общественно-политическим мировоззрением.
Монах Филофей стал размышлять о политической концепции (хотя, естественно, и обрамлённой религиозными догмами) уже после того, как ересь «жидовствующих» была уничтожена. Но явно испытывал на себе влияние каких-то отдельных идей этой ереси. И поэтому вполне естественно, что его волновало не только религиозное – что понятно для монаха – но и общественно-политическое начало. В письмах к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу (сыну Ивана III), Филофей высказал тезисы, которые получили название концепции «Москва – Третий Рим».
Филофей писал: «Тот, кто от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, держащему бразды святых Божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ея Успения, кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, — ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, — так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. ... И если хорошо урядишь свое царство — будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать…»
Вот из этих трёх составных частей и родилась первоначальная идеология русского государства, которая просуществовала аж до середины XIX века, когда была заменена новой идеологией – славянофильством. Но об этом как-нибудь в другой раз.