Найти тему

Подводная лодка К-306


В сентябре прошлого года около полудня по трассе М-5 в направлении города Уфы двигался автопоезд, везя на платформе что то необычно большое, каплеобразное, обтекаемое. Мужчины, слу жившие в военно-морском флоте, узнавали боевую рубку атомной подводной лодки и незамедлительно, подавая сигнал клаксоном автомобиля, приветствовали сопровождающих. Это приятно волнующее внимание ощутил на себе председатель Морского Собрания РБ Юлай Муратов, сопровождавший ее в составе кортежа.

Морское Собрание Башкортостана поднимет еще на одну ступень военно-патриотическое воспитание молодежи в республике. Каждый год моряки чтут память своих сослуживцев, возлагают к мемориалам живые цветы. В планах Юлая Азаматовича построить на месте установленной рубки мемориальный комплекс в парке Победы, который войдет в общий, исторический, архитектурный ансамбль города.

Но есть в истории подводной лодки К-306 случай, о котором раньше нельзя было открыто говорить. Сегодня со многих документов, свидетельствующих о беспрецедентных военных операциях 60-80-х годов прошлого века, снят гриф «секретно», и мы получили возможность рассказать об этом нашим читателям.

Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка К-306, изготовленная на Ленинградском адмиралтейском объединении, вступила в строй в декабре 1969 года. За 22 года нахождения в составе ВМФ СССР выполнила задачи 11 боевых служб, в том числе и подо льдами Арктического бассейна. 4 ноября 1974 года, выполняя поставленные на боевой службе задачи, при занятии позиции слежения, К-306 столкнулась с атомной подводной лодкой типа «Лафает», несущей на борту баллистические ракеты «Натаниель Грин», которая после столкновения была надолго выведена из состава ВМС США.

...Разгар «холодной войны». К-306 под командованием капитана 2 ранга Гурьева вышла к островам Великобритании с особым заданием. Надо было скрытно подойти к бухте Клайд Брит, где на военноморской базе блока НАТО — Холи-Лох, базировались американские атомные подводные лодки, дождаться выхода одной из

них, проследить, записать шумовые характеристики и быть готовыми к немедленному уничтожению в случае начала боевых действий.

Американцы на выходе из базы преодолевали мелководье в надводном положении до глубокой воды, то есть до точки погружения. В район ожидания была послана также подводная лодка К-462, которой командовал капитан 2-го ранга Герасимов. Предполагалось, что две наши подводные лодки будут находиться в районе ожидания подводной лодки вероятного противника, а затем в подводном положении осуществлять слежение.

Район ожидания находился у самых островов. Море на мелководье лучше прогревалось, и это привлекало косяки рыб. В районе было множество рыболовецких судов, и лодка могла столкнуться с ними при подвсплытии на сеанс радиосвязи, что едва не произошло с подводной лодкой К-462. При всплытии под перископ командир заметил стоящую без хода большую рыболовную базу, куда траулеры свозили улов. Сыграли срочное погружение.

Маскируясь под рыболовецкое судно, в заданном районе находился советский надводный корабль-разведчик.

Американский атомный ракетоносец «Натаниель Грин» — гордость военноморских сил США, вооруженный ракетами «Поларис», медленно двигался в надводном положении на северо-запад.

Наш корабль-разведчик проследовал за ним. Когда «американец» проходил определенную точку, с разведчика сбросили гранату, подавая условный сигнал подводникам. К-306 в подводном положении, маневрируя на мелководье, заняла позицию слежения с правого борта «американца», у которого работал дизель, создавая много шума. Это внушало уверенность нашим подводникам, что с таким грохотом они его не потеряют, однако лодка вероятного противника, достигнув точки погружения, исчезла. Наш надводный разведчик тут же отреагировал, согласно руководящим документам, взрывом трех гранат. В дополнение к ним, для надежности, сбросили еще несколько штук, так сказать, усиленный вариант. Поскольку глубина была относительно небольшой — 86 метров, то пошла мощная звуковая реверберация. После каждого взрыва гранат экран гидролокатора засвечивался почти на минуту.

Таким образом, гидроакустик К-306 на некоторое время терял зрение и слух, так как при каждом приеме звуковых сигналов от разрывов гранат у специалиста акустической станции от полученных излучений из ушей текла кровь. Контакт с «американцем» был потерян на семь минут. Для его восстановления К-306 увеличила ход. Контакт восстановили, но шум-ность противника в подводном положении была значительно ниже из-за того, что дизельные установки остановлены, ей удавалось уходить невидимой. Акустик докладывал: «Пеленг на цель пошел влево». Центральный пост воспринял это как поворот цели влево. На самом деле дистанция слежения была настолько мала, что поворот влево наши подводники приняли за поворот лодки вправо, вследствие чего советская лодка отвернула, чтобы не быть обнаруженной, и случайно ударила «американца» в корму, повредив его корпус и две ракетные шахты.

В момент удара на К-306 в первом отсеке верхние стеллажные торпеды правого борта вышли из зацепов, дернулись и приблизились к задним крышкам торпедных аппаратов. Удар носовой частью торпед в задние крышки торпедных аппаратов не предвещал ничего хорошего. Трансляция оповестила: «Осмотреться в отсеках!» В первом отсеке через клапаны вентиляции торпедных аппаратов поступала вода. Перекрыли клапаны — течь прекратилась. Дифферент на нос начал расти и перевалил за 17 градусов. Возникла опасность удара о грунт. Механик капитан 2 ранга Каталевский продул носовую группу цистерн, дифферент стал отходить на корму и создал условия для торпед в первом отсеке. Они вернулись в свои ложементы и зацепы сами защелкнулись. Осмотр подводной лодки показал, что, кроме поврежденного легкого корпуса носовой части и подмоченных

Владимир МАРКИН, капитан 2-го ранга в отставке

торпед с ядерным боеприпасом, других проблем не было. Американская лодка вынужденно всплыла. На К-306 наблюдали в перископ, как «Натаниель Грин» сидела в воде с большим креном на правый борт. На корабле-разведчике вначале заметили перископ К-306, а затем всплытие иностранной подводной лодки. Было очевидно, что произошло столкновение в подводном положении. Люди бегали по корпусу и озирались по сторонам. Командир «Натаниель Грин» осматривал горизонт в надежде увидеть перископ подводной лодки, но его тщательно скрывала солнечная дорожка. К-306 уходила к кораблю-развед-чику под прикрытием его шумов.

Наша лодка хоть и не преднамеренно, но все же протаранила лодку вероятного противника и при этом вывела ее из строя. Ребята перевыполнили боевое задание, потому как чуть не утопили «американца».

К-306 возвратили на базу. Она повредила пять торпедных аппаратов и антенны гидроакустической станции, легкий корпус носовой части. Лодка год ремонтировалась на заводе «Нерпа». После ремонта К-306 будет выполнять задания командования, неся боевую службу в различных районах мирового океана.

Непосредственным участником этих событий был уроженец Уфы, служивший на К-306 старшиной 1 статьи гидроакустиком Сергей Колесников. В настоящее время Сергей Александрович на пенсии и живет в Уфе. Сейчас его внуки могут прикоснуться к историческому наследию своего деда, капитан-лейтенанта в отставке, и, заглянув в поднятый перископ, увидеть идущие мирные суда по реке Белой.