Автор: Татьяна Артемова
«Странная книга», «Она действительно сложная, её тяжело просто слушать или читать и отдыхать», «Весёлого и лёгкого языка, которого я так ждала, в книге нет»
отзывы читателей на сайте ЛитРес
Как же много в русском языке слов, которые могут выражать разные эмоции в зависимости от ситуации. Возьмём, например, “тоску”. Она может означать абсолютную скуку – сродни унынию, печали. То, что не хочется испытать снова. А вот тоска по дому? Уже совсем другое дело. Такое чувство появляется, если это место связано с чем-то очень приятным и значимым. Хорошо, ещё дальше – тоска по мечте. Как можно грустить из-за чего-то невозможного? Оказывается, не только можно, но и порой очень необходимо.
В начале года на книжных полках магазинов появилась новинка от российского автора многосерийных фантастических книг – Макса Фрая. «Тяжёлый свет Куртейна. Синий» – первая книга из трилогии «о людях, духах, котах, полицейских, ангелах, морях и трамваях». Знакомым с творчеством Фрая на страницах книги встретятся герои других произведений автора и, конечно, сам город Вильнюс. И тем не менее «Тяжёлый свет Куртейна» – этоновая и нестандартная книга, которая найдёт чем удивить даже фанатов.
Автор с «Изнанки»
В детстве иногда бывает, что рядом с тобой находится один человек. Он почти неосязаем, зато поддерживает лучше родителей или любого знакомого. Есть у него имя или нет – это не важно, ведь оно может меняться сотни раз. Мы вырастаем и ищем поддержки в реальной жизни, а наш воображаемый друг вежливо уходит, навсегда оставаясь лишь в самой глубокой памяти.
Макс Фрай – из тех же воображаемых друзей. Вот только уходить он никуда не собирается. Сама Светлана Мартынчик (настоящее имя автора) признавалась, что виртуальный персонаж во многом сильнее её. Он, как один из героев книги – Стефан – пристанет, потом не отвяжется.
«И прямо как есть, не разуваясь, то есть с этой гадской ухмылкой, такой торжествующей, словно только что дал мне в лоб на глазах у всей средней группы детского сада, включая воспитательниц, нянечек и поварих, он бестактно вламывается в мой персональный ад, неумело замаскированный под жилое помещение».
Впрочем, вам и не захочется его прогонять. Если только на время, отдохнуть от странных философских сказок, но вскоре рука вновь потянется за книжкой. Такой он, Макс Фрай. Но, при всем уважении, «Тяжёлый свет Куртейна» не лучшая книга для знакомства с творчеством. Стоит начать с чего-то проверенного, например, «Сказки старого Вильнюса» — отлично подойдут и погрузят в нужную атмосферу. Иначе прочитать новинку от Фрая будет довольно тяжело – и эти 350 страниц растянутся минимум на две недели.
Зачем вообще читать сказки?
С раннего детства мы знакомы со сказками, которые рассказывают бабушки и дедушки, родители, друзья, которые порой придумываем мы сами. Но часто со временем их заменяют переживания, более насущные вопросы, и старые, детские истории вспоминаются в лучшем случае в порыве ностальгии или когда мы рассказываем их своим детям. Но существуют и сказки для взрослых – современные произведения, которые с юмором и философией рассказывают нам о мире, человеческой психологии и вечных вопросах.
«Только тоской о невозможном жив человек» – говорит один из героев книги Макса Фрая. Какой бы рутинной вам не казалась реальная жизнь, сказки происходят и в ней. Просто потому, что очень уж хочется иногда отвлечься от проблем и посмотреть по сторонам. Чем не волшебно долгожданное путешествие? Или случайная песня в плейлисте, которая заставила бросить все дела и слушать. Всё это пробуждает в нас настоящего человека, который способен мечтать о чём-то большем и невозможном.
Параллельные миры
Обычно действие в сказках происходит в каких-то мирах, похожих на реальный, но с особенными героями. В новой книге Макса Фрая всё немного не так. Есть два мира – оба они обычны и волшебны одновременно. И живут в них не «избранные», а такие же, как мы, люди.
Эта Сторона и Другая Сторона. Названия меняются в зависимости от мира героя, про которого мы читаем. Из-за этого легко запутаться, но к концу книги уже можно приблизительно понять, что к чему.
«Во Вселенной много разнообразных миров, в том числе и одновременно сосуществующих в одной точке и пересекающихся друг с другом лишь отчасти. И границ между такими мирами, конечно же, тоже много, в самых разных местах».
А по мнению тех, кому «повезло» родиться не здесь, у нас самое лучшее искусство, особенно художественное. Кроме того, мы выигрываем по разнообразию эмоций. Это же такая интересная игра. Также мы (точнее большинство из нас) совершенно не подозреваем о существовании Другой Стороны. Хотя иногда на неё кто-нибудь случайно попадает.
Другая Сторона, или Изнанка – зеркальное отражение реальности, зыбкая структура, которая может исчезнуть в любой момент. И такой же настоящий мир для тех, кто там родился и вырос. Все они знают о существовании параллельной стороны и даже умеют ходить туда-обратно, кто по работе, кто по глупости, кто ради искусства и науки.
Путешествия между мирами опасны, но не из-за каких-то там мифических чудовищ или злобных корпораций, а из-за возможности потерять связь со своим родным домом или даже совсем провалиться в другую реальность. Один из городов на пересечении Сторон – Вильнюс. Именно в нём и происходит почти все действие.
Потерянный друг
Мир создан – остались герои. Их здесь полно, но основной сюжет крутится вокруг троих: Тони, Тони Куртейн и Эдо. Причём последний в повествовании практически не появляется, мы узнаём о нём со слов других.
Первые два – вот это уже сложно: один и тот же человек, или два разных человека с одной жизнью, в общем, они Смотрители Маяка. Что это за люди и кто такие – лучше прочитать в самой книге. Нам же важен конфликт. Говоря по сути, всё действие происходит из-за того, что Тони потерял лучшего друга – Эдо. Он пропал на Другой Стороне и не помнит о родном доме. Вернуться обратно он может, если увидит синий свет маяка, но Эдо уехал слишком далеко от него. Поэтому теперь оба Тони при содействии других героев фактически ломают Вселенную, чтобы свет могли видеть не только жители Вильнюса, но и обитатели дальних городов. Из-за действий Смотрителей происходят всевозможные изменения, которые сказываются на обеих сторонах и отдельных судьбах людей.
Рассказывать всего лишь эту историю – невозможно скучно, поэтому Макс Фрай раскрывает не только главную сюжетную линию. Эдо – не единственный человек, который ушёл и не вернулся. Есть ещё множество: кто-то из них пропал случайно, кто-то – по долгу службы. Последних ещё называют Мостами – их отправляют жить на Другую Сторону с полной потерей памяти и новой биографией, чтобы несколько лет они жили этой самой мечтой о невозможном, недостягаемом и забытом им доме. И тем самым подпитывали жизнь сказочной реальности.
Макс Фрай пишет истории: «лучшего экскурсовода» – девушки, которая путешествует по обеим сторонам и рассказывает легенды старого города, одновременно забавной и трагичной судьбы ангела смерти, а также музыкантов, которым ничего не надо, кроме их музыки. Отдельные сказки, которые сплетаются в длинный роман о светлой тоске и непростых отношениях между людьми. И это совершенно точно стоит вашего времени! Да, книга действительно нелёгкая, но если в неё вникнуть, то она может стать одной из самых любимых.