Сегодня Business Class рассказывает о блестящем фильме о расовой сегрегации.
Фильм: «Зеленая книга»
Режиссер: Питер Фаррелли
1962 год. Итало-американский «вышибала» по прозвищу «Болтун» Тони Валлелонга соглашается стать шофером афроамериканца, известного джазового пианиста Дона Ширли для двухмесячного турне по провинциальному югу, где к людям с другим цветом кожи относятся с ярко выраженной нетерпимостью. В дороге, которая навсегда изменит жизнь обоих, герои пользуются так называемой «Зеленой книгой», содержащей информацию о безопасных местах для черных.
В 1989 году на экраны вышел фильм «Шофер мисс Дэйзи», считающийся одним из худших фильмов в истории среди лент, которые завоевали «Оскар» как лучший фильм года. Простенькая картина об отношениях черного водителя и состоятельной американки еврейского происхождения идеально попала в общественные настроения, но не выдержала проверку временем. Сегодня фильм Брюса Бересфорда смотрится архаично и до неприличия наивно. «Зеленая книга» тоже выполняет своеобразный социальный заказ. «Шофер мисс Дэйзи» рассказывал о временах, когда черное население мечтало о том, чтобы перестать быть угнетенным, сегодня актуальны новые темы.
В 2016 году из-за отсутствия должного внимания к чернокожим артистам одним из самых популярных хэштегов в сети стал #OscarSoWhite. Тогда же ведущий «Оскара» Крис Рок сделал программное заявление от лица всех афроамериканцев: «Мы. Хотим. Возможностей». Тогда Рок требовал больше главных ролей для черных актеров, более существенные бюджеты для черных режиссеров и т.д. Словно услышав комика, Питер Фаррелли снял фильм на больную для Америки тему, но, в отличие от «Шофера мисс Дэйзи», поменял местами привычные паттерны: шофером-простолюдином здесь выступает белый, а состоятельным человеком – черный. Этот нестандартный ход дал большой простор сценаристам для написания отличных диалогов, и как раз этот ход является причиной, по которой «Зеленая книга» с большой долей вероятности не будет бесславно забыта через 20-30 лет.
Ведущие партии сыгранны безукоризненно. Вигго Мортенсен и Махершала Али не только шикарно исполнили роли рядового макаронника из Бронкса с пивным животом и виртуозного пианиста-интеллектуала, говорящего на русском и итальянском языках, но и воплотили на экране отличную «химию». Словом, две абсолютно заслуженные актерские номинации на «Оскар» из пяти итоговых, которые картина удостоилась на минувшей неделе.
Если вас не коробит от слов «расизм», «ксенофобия» и «классовая несправедливость», то обязательно посмотрите «Зеленую книгу». Это чудесное роуд-муви с прекрасной актерской игрой и приятным юмором. Вне всяких сомнений – фильм является одним из главных сюрпризов ушедшего года. Кто бы мог подумать, что режиссер «Тупого и еще тупее» способен снять достойное кино на столь серьезные темы?
Фото: Kinopoisk.ru