Найти тему
Kaplans_book_review

Гузель Яхина - Зулейха открывает глаза, 2015

Тэглайн: "Навстречу солнцу!"

Что это

Это история жизни, любви, смерти, любви, дружбы, смерти, смерти и снова любви. И это не спойлер. Куски человеческих судеб, лихо нарезанных и перемешанных колесом большой и злобной истории, разлетающиеся в разные стороны и прорастающие новой жизнью там, где упали - пусть даже на голом и холодном камне.

Для кого

Для любителей сопереживать. Для эмпатов. Для тех, кому хочется, но слишком психологически тяжело читать Гинзбург, Шаламова и Солженицына, Для тех, кто восторгается Шолоховым - это изнанка его "Поднятой целины". Для любителей Рыбакова и Трифонова, а еще для тех, кто помнит книги Радзиевской.

Что хорошо

Это красиво снятое в голове у автора и тщательно описанное словами кино о той, навсегда (туда ей и дорога) ушедшей эпохе, когда ничем и никем был не просто отдельный человек, но целые народы, и когда легким росчерком пера можно было сломать человеческую судьбу не слабее, чем с помощью ножа или пистолета. Для книг современных авторов редкость - такая глубина погружения читателя в среду. И непонятно поначалу, как же это автору удается. А потом уже и не важно, как.

Мне, человеку родившемуся и выросшему в Казани, был явлен в книге дополнительный бонус - возвращение в детство к растрепанному по углам жемчужно-серому томику татарских народных сказок. Горжусь тем, что, даже спустя более чем четверть века не заглядывая в сноски мог представить себе весь тот фольклорно-языческий "зоопарк", которым автор окружила тесный мирок главной героини.

А еще это драма. Без дураков - качественная драма, которая ценна уже тем, что практически нигде не пережата, а местами даже намеренно приглушена в угоду ровному эмоциональному фону повествования.

Запредельно хороша глава с введением профессора Лейбе.

Что плохо

Местами мне не хватало динамики. Нет, никто не сидит на месте и не размышляет о жизни, глядя в потолок, но как же медленно и однородно все происходит... Все сцены прописаны в одном и том же темпоритме, и даже там, где, казалось бы нужно ускорить повествование, надавить, ткнуть читателя в опрометчиво подставленный незащищенный бок, автор будто бы бьет себя по рукам: "Нет, фатализм - наше все! Герои не имеют права на истерику, психозы и суету! Только рефлексия постфактум и старый-добрый самогон!"

Кого-то из героев - особенно отрицательных, хотелось "развернуть" чуть сильнее, а самое главное мое разочарование - флэшфорварды из начала книги, так живо напомнившие мне "Крутой маршрут" Гинзбург появились всего-то раза два-три и более не повторялись - а жаль.

В сухом остатке

Очень красивая, стройная и цельная книга, для меня лично - местами избыточно ровная, но при этом красивая какой-то особенной чарующей красотой - как зимняя сибирская тайга: внушительная, подавляющая, смертельно опасная. Читать ее стоит уже просто для того, чтобы стать немного ближе к природе и понять, насколько моему поколению повезло родиться лет на пятьдесят позже начала описываемых в книге событий.

Что читать вместо

Если хочется жестче: "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург.

Если хочется мягче: "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова.

Если хочется историчнее и больше желчи: "Архипелаг ГУЛаг" Александра Солженицына.

Если хочется больше натурализма: "Колымские Рассказы" Варлама Шаламова.

Если хочется драматичнее: "Хлеб для собаки" Владимира Тендрякова.

Если хочется взгляда с другой стороны: "Поднятая Целина" Михаила Шолохова.

Если хочется романтики преодоления стихии и климата без идеологического подтекста: "Остров мужества" Софьи Радзиевской.

О книге на сайте Редакции Елены Шубиной