Про сообщества сегодня говорят многие. Про профессиональные сообщества - реже, хотя интерес к теме определенный есть. Восполняю пробелы, если они у кого-то есть, и расскажу, почему лично я люблю тему профессиональных сообществ и считаю их реально - одним из тех "инструментов", которые должны быть в любой более-менее крупной организации.
Начну с простого вопроса: много ли вы видели практик на крупных предприятиях, которые на постоянной основе на каждый вложенный рубль давали бы отдачу в 100 рублей и больше? Я – мало. Хотя, обсуждая с коллегами отдачу от управления знаниями, чаще всего слышу именно о профессиональных сообществах или о работе с идеями. Но тема работы с идеями заслуживает отдельного обсуждения, поэтому остановлюсь на сообществах.
Итак, повторюсь, сегодня профессиональные сообщества – это мощнейший инструмент улучшения деятельности практически любой более-менее крупной (или средней) компании, и присутствуют они во многих зарубежных организациях – от армии США и Мирового банка до финансовых, производственных, сервисных компаний во всех частях света.
Причина этого проста: такие сообщества объединяют профессионалов, сталкивающихся со схожими рабочими вопросами, которые совместно решают сложные производственные задачи или проблемы, обсуждают собственные наработки и распространяют лучшие практики на всю компанию. И такое объединение дает существенный результат: нефтегазовая компания ConocoPhillips за 4 года работы своих профессиональных сообществ получила дополнительный эффект от их работы в несколько миллиардов долларов. В инжиниринговой компании Fluor в сообщества объединены практически все 100% сотрудников компании. А консалтинговая компания Ernst&Young получила десятикратный рост дохода при пятикратном росте числа сотрудников, - в том числе и за счет работы сообществ.
За счет чего же получаются подобные результаты? Ответ не так прост, как хотелось бы.
Во-первых, объединение профессионалов и тех, кто стремится ими стать, вокруг определенной темы должно преследовать конкретные и вполне понятные всем участникам цели. Именно наличие таких целей и задач позволяло ряду профессиональных сообществ в известных мне организациях показывать эффект уже через несколько месяцев после своего запуска: через 3 месяца для США и через 5-6 месяцев для России.
Но мало объединить единой задачей грамотных людей. Желательным условием является и наличие активной поддержки среди топ-менеджеров. Если кто-то из высшего руководства активно вовлечен в процесс работы профессиональных сообществ, - считайте, что достойные результаты не заставят себя долго ждать. Я участвовал в установочных совещаниях профессиональных сообществ, которые лично проводил один из руководителей бизнес-направления: результаты при его вовлечении в процесс пришли быстро.
В то же время мои коллеги спрашивали американских топ-менеджеров, почему те поддерживают работу своих сообществ и обмен знаниями в целом. Ответ был предельно конкретный: «Посмотри вот на этот лист бумаги. На нем написано, что компания должна получить по моему направлению определенные результаты без увеличения годового бюджета. А вот со мной или без меня, - зависит от того, буду я поддерживать всю эту работу или нет».
Остальные моменты носят уже рутинный, ежедневный характер. Вовлекайте правильных людей: возможно, не самых опытных, но зато готовых делиться своими идеями, наработками, заряжать оптимизмом других. Раз в 9-12 месяцев придумывайте и запускайте в работу сообществ новые «фишки», - по мировой статистике именно через столько времени происходит естественное угасание интереса участников к конкретным темам, если только этот интерес не был подогрет чем-то еще. Чем? – Да по-разному. Совещания, встречи, интересные задачи, совместные мероприятия, старт новых проектов, - все это может по новой зажечь людей.)))
Мотивируйте участников сообществ на результат и на регулярную работу. Чем? – Это зависит от конкретной компании и господина Маслоу. Голодных придется накормить – материальная мотивация. Сытым – дать возможность высказаться или самореализоваться. Еще модная и не без основания тема – геймофикация. Вообще, тема мотивации людей, которые вовлечены в работу профессиональных сообществ или в целом в управление знаниями, - достаточно большая и серьезная, чтобы посвятить ей отдельный «пост», - будет позднее. )))
Напоследок скажу, что профессиональные сообщества, - это, пожалуй, та внутренняя инфраструктура любой компании, которая позволит ей переосмыслить и перестроить работу своих инновационных процессов на больший результат. Ведь кто еще может лучше разбираться в проблемах, запросах, потребностях, используемых на практике подходах и технологиях, чем активные участники профессиональных сообществ, к тому же мотивированные на достижение чего-то нового?
Итак, хотите добиться существенных результатов для своей компании, приложив при этом сравнительно небольшие усилия, - запускайте работу профессиональных сообществ. Полтора-два десятка компаний, – это только те, с кем лично общался, - уже используют их потенциал.))) А вы?