– Дамы и господа! Добро пожаловать на борт экскурсионного автобуса «Миражи Туниса». Спасибо, что приехали в нашу страну, – приветствовал нас гид Мухаммед.
Путь предстоял долгий, но нам повезло: Мухаммед – интересный гид и хорошо знает русский язык. Приятно, что тунисцы в курсе существования Дагестана и даже не отсылают меня в любую другую страну, оканчивающуюся на «стан». Узнали о нас после боя Хабиба Нурмагомедова. Правда, они думают, что все дагестанцы друг другу родственники. Не стану их в этом разубеждать.
Слушаем рассказы гида о Тунисе
«Жасминовая революция» 2011 года началась так: 17 декабря 2010-го житель города Сиди-Бу-Саид центральной части Туниса, торговец овощами Мохаммед Буазизи в знак протеста против нищеты и произвола полиции совершил акт публичного самосожжения у мэрии города.
Согласно предъявленному обвинению, поводом к этому акту послужили действия сотрудницы полиции Федии Хамди, которая, прежде чем конфисковать товар Буазизи, ударила его по лицу. Сама сотрудница полиции, которая со дня инцидента находилась под стражей, отрицала свою вину. Процесс против нее впоследствии был прекращен за отсутствием состава преступления.
Самосожжение Буазизи послужило отправной точкой национальной «жасминовой революции». В Тунисе начались волнения на социальной почве. Демонстранты громили полицейские участки и автомашины, административные здания.
«Я сказал: 5 рублей, а не 5 динаров»
– Это взорвало страну. Рассказываю, как мы жили. Раньше, чтобы устроиться на самую простую государственную работу, надо было дать взятку в 16 тысяч долларов. Мы думали, после революции у нас все будет хорошо. Нет, стало еще хуже. Более того, оказалось, что до революции мы жили лучше, чем сейчас. Все у нас стало плохо. Мы надеялись: безработица уменьшится, нет – увеличилась. В 2012 году число безработных достигло 650 тысяч человек. Это 17% от общего числа населения. Вы скажете: «И что тут такого?» Безработица везде и по всему миру, но для Туниса это самая большая проблема, потому что большая часть безработных – выпускники университетов. Минимальная зарплата сегодня – 120 долларов, средняя – 300 долларов. Для послереволюционного Туниса суммы мизерные. Объясню почему. Например, до 2012 года можно было купить за 1 динар (24 рубля) 10 кг картошки, а сегодня только за один килограмм мы платим 1,5 динара. Килограмм баранины стоит 27 динаров, а в семье минимум шесть человек. Литр бензина – 2 динара.
– Мухаммед, дорогой, не переживай. У нас в России такая же цена, – голос из автобуса.
– Так мне отвечают на каждой экскурсии. А знаете, сколько стоит бензин в соседнем Алжире? 5 рублей! Я сказал: 5 рублей, а не 5 динаров! А в Ливии – 3,5 рубля! Мне очень печально и неприятно это говорить, но я буду с вами откровенным. Хабиб Бургиба, наш первый президент, который правил страной 30 лет, в 1956 году продал Тунис. Все, что у нас есть: оливковое масло, финики, нефть, фосфат, соль, апельсины, словом, то, что предназначено для экспорта, он продал Франции. Этим он гарантировал себе пожизненно кресло президента.
Можно продать, но нельзя купить
– А почему вы меня не спросите: есть ли наше оливковое масло в России? Нет! В Россию масло везут из Италии и Испании. У вас есть наши финики? Нет! Финики из Ирана. Наши финики в Иране стоят 8 динаров, а у нас наши же финики продают за 10 динаров. В Тунисе практически каждый день проходят манифестации под лозунгом «Где наша нефть?». Страна находится на пороге перемен. И мы очень надеемся, что они принесут улучшение.
Рассказываю, что происходит сегодня. Бензин у нас можно купить даже на улице в канистрах, хотя раньше было нельзя, категорически запрещалось. И этот уличный бензин стоит полдинара, но его запрещено покупать! Как такое возможно: продавать разрешено, но запрещено покупать?! Все дело в том, что бензин везут из Алжира, и покупать его имеют право только алжирцы и ливийцы, приехавшие к нам на отдых. И если я сейчас выйду и куплю у них бензин, они тут же позвонят в полицию и сообщат номера автобуса, и, само собой, нас поймают на первом же посту и потребуют взятку.
Наверняка, гуляя по улицам, вы видели кафе, полные мужчин. Они просто там сидят, иногда пьют чай и все время курят. Они могут сидеть с утра до глубокой ночи. У них такая работа. Все, что запрещено или сложно купить легально, можно приобрести в кафе у этих мужчин. Об этом знают все и, конечно же, каждый полицейский. И власти тоже в курсе.
В Тунисе можно увернуться от штрафа, но взятку давать обязан! Да, абсурд! Например, в магазине можно купить алкоголь, можно пить в барах, но на улицу выходить пьяным запрещено законом! Недалеко от бара тебя пьяного обязательно поймает полиция и потребует что? Взятку!
Без крыши над головой
Возможно, вы уже увидели много недостроенных домов. Дело в том, что всю свою жизнь мужчина Туниса посвятит строительству своего дома и строить будет по возможности. Длится этот процесс иногда очень и очень долго. Мало какой тунисец бывал хоть раз за границей, он не может позволить себе такую сумму для путешествий. Он будет мало есть, пить, но достроит дом для сына. Да, Тунис – маленькая, не очень чистая страна. Но жильё на севере страны дорогое! Один квадратный метр земли в Хаммамете стоит 600 долларов, а на побережье – около 2000 долларов. Для сравнения: на юге страны в городе Дуз (ворота в пустыню) квадрат стоит 200 рублей! Но житель севера страны никогда не переедет на юг. Во-первых, там очень тяжёлый климат, температура доходит до 50 градусов, во-вторых, там все еще хранят традиции и обычаи, не совместимые с жизнью тунисцев с севера.
Зато его любили женщины всей страны
Я все время говорил, что плохого принес Хабиб Бургиба, но было и хорошее во времена его правления. Он сделал женщин свободными. Но никогда нельзя сравнивать свободу тунисской женщины с европейкой, можно сравнивать только с положением женщины в обществе в других мусульманских странах. В отличие от других мусульманских стран, в Тунисе запрещено многожёнство, также запрещено выходить замуж раньше 18 лет. А где-то 30 лет назад выдавали и в 12 лет. Девушка, которая не вышла замуж до 20 лет, считалась старой девой и была обречена на вечное одиночество. Наши женщины могут работать в любом секторе, даже в армии, и даже требовать развода у мужа! Но мужчина не захочет разводиться, потому что будет вынужден всю жизнь платить алименты на содержание жены, даже если у них нет общих детей. Если дети есть, значит, и на каждого ребенка около 5000 рублей в месяц. Поэтому здесь надо очень и очень хорошо подумать, прежде чем жениться. До свадьбы невеста говорит: «Мухаммед, какой ты хороший, добрый, красивый, и ты всегда будешь главным, не переживай». Мухаммед верит ей и женится, а после рождения первенца она показывает характер и пытается быть главной в семье.
Итак, вы уже поняли, что у женщин в Тунисе больше прав, чем у мужчин. Этого добился для них Хабиб Бургиба, за что все женщины его любили и во всем поддерживали. Он дал женщинам право голоса, поставил на защиту их интересов законы, разрешил ходить на работу, занимать высокие посты, сделал их независимыми. Также он запретил мужчинам отпускать бороды, а женщинам на госработе носить хиджабы.
И только в Тунисе вы найдёте закрытые мечети, их открывают только на время молитвы. Хабиб Бургиба сказал: «Не надо целый день сидеть в мечети, надо работать!». В каждой мусульманской стране пятница – выходной день, а в Тунисе – рабочий. Если хотите соблюдать ислам – соблюдайте, не хотите – ваше право. Хабиб Бургиба думал и поступал не как тунисский мужчина, а как европеец. Он жил во Франции и был женат на француженке.
Арабская мечта
А почему вы не спросили у меня: отчего алжирцы и ливийцы приезжают на отдых в Тунис, хотя у них тоже есть море и природа гораздо красивее? Алжирская женщина не может купаться одна в море, рядом с ней обязательно должен быть муж или близкий родственник, а здесь они могут спокойно отдыхать. Их мужчины приезжают к нам, чтобы знакомиться с вами – туристами и нашими женщинами, и в тайне очень надеются жениться на европейке.
Хочу еще раз вас поблагодарить за то, что вы выбрали Тунис и дали нашим жителям возможность заработать.
Летом Мухаммед работает с вами. А что делает Мухаммед зимой? Собирает оливки. Их у нас 65 миллионов деревьев. За день работы платят 500 рублей. И чтобы вы знали: все тунисцы покупают масло один раз в год, в марте, и закупают разом 200-300 литров.