Только в ноябре Банк России получил 20,4 тыс. жалоб от жителей страны. Количество обращений не меняется почти каждый месяц, подавляющее большинство касается действий банков. ЦБ, как регулятор, отвечает и за другие сферы – именно туда нужно обращаться по поводу мошенничества с полисами ОСАГО, перевода в НПФ без согласия или при отказе страховой компании соблюдать условия договора.
Статистика обращений
Основное деление жалоб происходит между НФО и КО. Первые – некредитные финансовые организации. Это страховщики, микрофинансовые организации (МФО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), бюро кредитных историй, рейтинговые агентства, ломбарды, участники рынка ценных бумаг, управляющие инвестфондами, ПИФами, НПФ и так далее. КО – это кредитные организации, или банки.
Самая свежая статистика касается ноября 2018 г. В этом месяце на НФО пожаловались 6,3 тыс. раз. ЦБ отмечает, что в октябре было подано на 6% обращений больше, и все они касались страховых компаний.
На страховщиков вообще приходится больше половины всех жалоб, которые касаются НФО – в основном, из-за полисов ОСАГО. Чаще всего автомобилистов не устраивает то, как компании применяют коэффициент «бонус-малус» - он рассчитывается из показателей аварийности и влияет на цену полиса. Также в ЦБ жалуются на навязывание страхования жизни и здоровья (когда без страховки нельзя взять рассрочку или оформить тот же договор ОСАГО), отказы в выплатах и отсутствие возможности оформить электронный полис.
Количество жалоб на банки традиционно выше, чем на НФО. За ноябрь ЦБ принял 10,5 тыс. обращений. Там отмечают, что число писем от недовольных граждан уменьшилось по сравнению с октябрем, но ненамного – на 3%.
Чаще всего такие организации нарушают правила кредитования. Эта тема занимает 41% всех жалоб на КО в базе Банка России за ноябрь. Как и в прошлые месяцы, много жалоб на навязывание дополнительных услуг и страховок, списание без согласия клиента и разглашение личных данных. Часто россияне жалуются и на МФО - больше всего на "выбивание" долга.
Как подать жалобу в ЦБ
Если вы считаете, что финансовая организация нарушает ваши права – смело готовьте обращение. Оно будет официальным документом, обратит внимание регулятора на вашу проблему и поможет решить спорный вопрос, не доходя до суда. Обращение подается на сайте интернет-приемной ЦБ. Также его можно отправить по почте или позвонить на горячую линию по номеру 8-800-300-3000.
Жалоба должна быть правильно оформлена: в ней нужно прописать факты, которые касаются финансовой сферы – области работы ЦБ, доказательства нарушения, которыми могут быть копии документов, фотографии, видео и слова свидетелей. ЦБ должен рассмотреть обращение за 30 дней с даты его регистрации. Ответ придет в любом случае – если окажется, что права действительно нарушены, регулятор займется вопросом.
Подписывайтесь на Credits.ru ВКонтакте и получайте ежедневные новости о личных финансах.