Найти тему
ФинКульт

Банки, МФО, страховщики – на кого россияне жалуются ЦБ?

Только в ноябре Банк России получил 20,4 тыс. жалоб от жителей страны. Количество обращений не меняется почти каждый месяц, подавляющее большинство касается действий банков. ЦБ, как регулятор, отвечает и за другие сферы – именно туда нужно обращаться по поводу мошенничества с полисами ОСАГО, перевода в НПФ без согласия или при отказе страховой компании соблюдать условия договора.

Статистика обращений

Основное деление жалоб происходит между НФО и КО. Первые – некредитные финансовые организации. Это страховщики, микрофинансовые организации (МФО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), бюро кредитных историй, рейтинговые агентства, ломбарды, участники рынка ценных бумаг, управляющие инвестфондами, ПИФами, НПФ и так далее. КО – это кредитные организации, или банки.

Самая свежая статистика касается ноября 2018 г. В этом месяце на НФО пожаловались 6,3 тыс. раз. ЦБ отмечает, что в октябре было подано на 6% обращений больше, и все они касались страховых компаний.

На страховщиков вообще приходится больше половины всех жалоб, которые касаются НФО – в основном, из-за полисов ОСАГО. Чаще всего автомобилистов не устраивает то, как компании применяют коэффициент «бонус-малус» - он рассчитывается из показателей аварийности и влияет на цену полиса. Также в ЦБ жалуются на навязывание страхования жизни и здоровья (когда без страховки нельзя взять рассрочку или оформить тот же договор ОСАГО), отказы в выплатах и отсутствие возможности оформить электронный полис.

-2

Количество жалоб на банки традиционно выше, чем на НФО. За ноябрь ЦБ принял 10,5 тыс. обращений. Там отмечают, что число писем от недовольных граждан уменьшилось по сравнению с октябрем, но ненамного – на 3%.

Чаще всего такие организации нарушают правила кредитования. Эта тема занимает 41% всех жалоб на КО в базе Банка России за ноябрь. Как и в прошлые месяцы, много жалоб на навязывание дополнительных услуг и страховок, списание без согласия клиента и разглашение личных данных. Часто россияне жалуются и на МФО - больше всего на "выбивание" долга.

-3

Как подать жалобу в ЦБ

Если вы считаете, что финансовая организация нарушает ваши права – смело готовьте обращение. Оно будет официальным документом, обратит внимание регулятора на вашу проблему и поможет решить спорный вопрос, не доходя до суда. Обращение подается на сайте интернет-приемной ЦБ. Также его можно отправить по почте или позвонить на горячую линию по номеру 8-800-300-3000.

Жалоба должна быть правильно оформлена: в ней нужно прописать факты, которые касаются финансовой сферы – области работы ЦБ, доказательства нарушения, которыми могут быть копии документов, фотографии, видео и слова свидетелей. ЦБ должен рассмотреть обращение за 30 дней с даты его регистрации. Ответ придет в любом случае – если окажется, что права действительно нарушены, регулятор займется вопросом.

Подписывайтесь на Credits.ru ВКонтакте и получайте ежедневные новости о личных финансах.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц