Найти тему

Оборонная промышленность Украины. Чрезмерные амбиции

Более четырех лет назад Украина сделала свой выбор в дальнейшей стратегии развития государства в пользу евроатлантических ценностей, разорвав отношения с оборонной промышленностью России.

Так что же мы имеем на данный момент? (Взгляд украинца на действия нынешней власти)

В целом Украине удалось сохранить научно-производственный потенциал, позволяющий производить образцы готовой военной продукции. На данный момент в стране производят довольно неплохие, современные противотанковые ракетные комплексы, некоторые модели которых превосходят по ряду параметров хвалёные американские «Джавелины», поставок которых так рьяно добивалось от США руководство страны. Налажено лицензионное производство израильских автоматических винтовок, а также пистолетов собственной разработки. Заработали танкоремонтные предприятия, используя комплектующие от списанных, вышедших из строя танков. «Укроборонпром» в 2018 году передал ВСУ около 50 отремонтированных и модернизированных самолётов и вертолётов.

Пока сложнее обстоит дело с широко разрекламированными образцами бронеавтомобилей, но они создаются. Создаётся широкая номенклатура беспилотных летательных аппаратов. Сегодня технологический рывок позволяет производить подобную технику даже не специализированным авиапредприятиям, а группам энтузиастов, чем успешно воспользовались военные заказчики.

Ситуация же с ракетами комплекса «Ольха» и планами создания собственных крылатых ракет значительной дальности не так уж радужна, как её рисует Турчинов. Одно дело – производство единичных образцов, которые испытывались на юге страны, и совсем другое – насыщение ими армии. Тем не менее работы ведутся, и при соответствующем финансировании модернизации производства данное оружие когда-нибудь дойдёт до Вооруженных сил.

На этом положительные моменты заканчиваются...

Особые надежды правительство страны связывало с военно-техническим сотрудничеством со странами НАТО. Но государства, оказывающие Украине помощь поставками относительно современных вооружений, можно пересчитать по пальцам одной руки. Это США, Канада и Великобритания. Государства Восточной Европы стараются сбагрить нам только оружие, доставшееся в наследство от Организации Варшавского договора.

Дело в том, что в рамках ЕС действует определенный Кодекс (EU Code of Conduct of Arms Exports), который ограничивает страны Евросоюза в вопросах сотрудничества в оборонной сфере со странами, участвующими в вооружённых конфликтах. Предусмотренные в нём ограничения касаются поставок вооружений и затрагивают военные технологии. На западном рынке вооружений наблюдается жесточайшая конкуренция, и в Европе, видимо, не намерены, передавая технологии, плодить конкурентов.

При этом, по словам гендиректора «Укроборонпрома», переход Украины на стандарты НАТО, о котором бодро рапортуют Полторак, Турчинов и Порошенко, столкнулся с серьёзными проблемами, связанными, как и ожидалось, с заменой материальной части. Переход забуксовал на отметке около 30%. Украина оказалась не способна профинансировать даже не столько закупку самих образцов вооружений натовских калибров, например артиллерии, сколько гарантированно обеспечивать себя боеприпасами к ней. Не говоря уже о более дорогостоящих системах вроде авиации или ракетной техники.

«Опять же, это всё упирается в возможности украинского оборонного бюджета: у нас численность вооружённых сил – 250 тыс. человек, тогда как в Германии – самый яркий пример – 170 тыс. человек, при том что население больше в два раза, про бюджет я вообще молчу, - жалуется гендиректор Павел Букин. – Также я пытался объяснить [натовцам], что у нас уникальная ситуация: мы получили в наследство от Советского Союза большой оборонный блок, который был рассчитан на поддержку всей советской армии. И нам нужно пройти этот период трансформации, в том числе с поддержкой западных партнёров, партнёров из НАТО».

Реальные шансы разрабатывать и производить некоторые образцы современных вооружений у Украины имеются, но всё дело упирается в экономическое состояние страны. Массовое перевооружение на современные системы натовских стандартов невозможно по финансовым причинам. Поставлять стране крупные партии вооружений в долг никто не будет, а европейцам передавать современные технологии Украине нет никакого смысла.

Несмотря на это, руководство страны упрямо продолжает вести политику перехода на европейские стандарты, игнорируя последствия, к которым может привести неразумные траты и без того экономически нестабильного государства. Вместо того, чтобы построить собственную независимую оборонную промышленность, пусть даже не самую масштабную, но способную защитить государство, мы пытаемся угнаться за вооружением стандарта НАТО. На данный момент нужно, в первую очередь, трезво оценивать возможности страны. Огромные средства, выделяемые на перевооружение, можно было бы использовать хотя бы на сферу энергетики и отопления страны. Большинству населения Украины важно не то, насколько современные у нас ракеты, а насколько тепло у нас в домах...

Однако в 2019 году Министерству обороны Украины и подконтрольным ему ведомствам выделят свыше 102 млрд. грн. (на 16 млрд. больше, чем в 2018 г.), что превышает 5% ВВП. Из них 17 млрд. грн. (на 3,7% больше, чем в 2018 г.) должно пойти на развитие вооружения и военной техники. Нашли даже 1 млрд. грн. на финансирование производства боеприпасов.

Кроме того, в целях поиска средств на Армию (и не только) в 2019 году на продажу выставят около 10 объектов «Укроборонпрома». Об этом на своей странице в социальной сети Facebook написал исполняющий обязанности главы Фонда госимущества Виталий Трубаров. «В общем 792 объекта, из которых 48 – пакеты акций, 92 – единые имущественные комплексы, 190 – объекты незавершенного строительства, 402 – отдельное имущество и 59 объектов социально-культурного назначения», - написал он.

В то же время Министерство энергетики и угольной промышленности Украины предписало руководствам национальных энергогенерирующих компаний («Донбассэнерго», «Центрэнерго», «ДТЕК Днепроэнерго», «ДТЕК Западэнерго», «ДТЕК Востокэнерго») до 31 января 2019 года разработать следующие программы:

«Программа сокращения потребления природного газа и мазута ТЭС на 2019 год»;

«Программа снижения удельных расходов условного топлива на отпуск электроэнергии ТЭС на 2019 год».

Вот так, милитаристские устремления отправляют нас в каменный век, а в домах свеча и смалец, корчик для воды из чайника и тазик становятся вновь необходимыми предметами.

СВО
1,21 млн интересуются