Найти тему
В музее

Леконт дю Нуи: академическая точность и очарование Востока

Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи, в отличие от коллег, художников-академистов, предпочитавших сюжеты из классической мифологии, истории или религии, черпал вдохновение для своих полотен, путешествуя по Греции, Турции, Италии и Египту. Он знакомил пресыщенную французскую публику с «экзотичным дыханием Востока».

Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи
Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи

Жан родился 10 июня 1842 года в Париже. Семья Леконт дю Нуи обосновалась во Франции еще в XIV веке и к моменту его рождения будущего художника получила статус дворян. Жан с малых лет проявлял сильную тягу к изобразительному искусству: известно, что в 6 лет он уже писал портреты отца.

В 1861 году, когда юноше исполнилось 19, страсть к искусству побудила его пойти учеником в мастерскую швейцарского художника Шарля Глэйра. Под руководством своего наставника Жан Леконт дю Нуи познал тонкости мастерства и научился основам живописи. Позже юный художник совершенствовал полученные навыки под руководством Жана-Леона Жерома, мэтра, работающего в академическом стиле.

Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи. «Ужин в Бокере»
Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи. «Ужин в Бокере»

Именно тогда Леконт дю Нуи добился точности кисти и усвоил внимание к деталям, необходимые для получения реалистичного изображения. Позже эта манера, более свойственная иллюстраторской работе, стала одним из основных приемов художника.

В 1865 году Жан Леконт дю Нуи сопровождал своего коллегу Феликса Огюста Клемента в поездке по Египту. После этого путешествия художник «заразился» экзотичной красотой Востока. В последующие годы Жан посетил такие страны, как Италия и Греция. В этот период он много рисовал — Леконт дю Нуи черпал свое вдохновение в экзотичной восточной культуре.

Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи. «Восточные грезы»
Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи. «Восточные грезы»

Фирменный почерк Леконта дю Нуи выделяется реализмом и высокой точностью в изображении образов. Художественная композиция картин мастера часто дополнялась активным использованием полутени, что добавляло в его работы драматизм и легкие меланхолические нотки.

Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи. «Галлы на берегу»
Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи. «Галлы на берегу»

Многие искусствоведы считают, что Жан Леконт дю Нуи был не просто мастером-живописцем, но и передовым художником своего времени, хотя бы потому, что его картины иногда прямо, а иногда косвенно поднимали острые социальные вопросы, касающиеся зависимости Востока от Запада, религии и взаимоотношения полов.

Одним из самых знаменитых картин художника стала «Белая рабыня», написанная в 1888 году. Сюжет полотна — отдых женщины из гарема в роскошном хаммаме. Леконт дю Нуи, несмотря на многочисленные путешествия, не придерживался строгого изображения реального места или людей, а черпал вдохновение в собирательных образах Востока. Зато каждая деталь, тщательно прорисованных художником, несомненно, придает сцене непередаваемо волшебный колорит.

Последние годы жизни Жан Леконт дю Нуи провел в Румынии, занятый рисованием королевской семьи. Однако незадолго до смерти, будто предчувствуя неизбежное, он все же вернулся на родину в Париж, где и скончался 19 февраля 1923 года.

Леконт дю Нуи, оставался верным своему стилю на протяжении всей творческой жизни, даже несмотря на нарастающее давление новых импрессионистских, фовистских, конструктивистских и прочих авангардных веяний в искусстве. Работы художника стали значительным вкладом в ориентализм, а во многом даже сформировали это направление живописи.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

Вам будет интересно:
Кес ван Донген: Красота в стиле фовизм
Анри Леман: Гений или посредственность?