В Белграде шестые выходные подряд люди выходят на акции протеста из-за недовольства правительством страны, по примеру Франции – в желтых жилетах. Митингующие выступают против незаконных, по их мнению, действий властей, а также против их политики в отношении Косова. В такой непростой обстановке 17 января должен состояться визит в страну Владимира Путина, в ходе которого ожидается подписание многочисленных соглашений о сотрудничестве. Доктор политических наук, эксперт Института европейских исследований (Белград) Стеван Гайич в интервью нашему изданию проанализировал сложившуюся в стране обстановку и объяснил, замешан ли Запад в протестных акциях, какие вызовы они принесут для России и на какой результат нацелены действия президента Александра Вучича.
- Господин Гайич, протестные акции в Сербии продолжаются больше месяца. Каковая общественно-политическая ситуация в Белграде и других сербских городах в настоящее время? Что послужило реальным поводом для акций протеста?
- Конкретным поводом для начала акций протеста явилась попытка убийства политика Борко Стефановича, на которого совершила нападение группа лиц. Эту группу небезосновательно подозревают в связях с властью. Это подтверждает тот факт, что их немедленно после ареста отпустили. И сейчас они находятся на свободе.
Вторая причина состоит в недавно прошедших муниципальных выборах в маленьком сербском муниципалитете Лучане. Все главные функционеры Сербской прогрессивной партии Вучича пришли туда, чтобы любыми способами обеспечить на выборах победу своей партии. Появились внедорожники без номеров с выбритыми людьми в салонах. Они выдавали себя за партийных активистов. Их задачей было оказывать давление на избирателей либо путем шантажа, либо подкупа. По словам оппозиционных активистов, приехал даже госсекретарь из министерства внутренних дел Диана Хркалович. Ее приход вызвал большой скандал. Там ее заметил один из лидеров оппозиции Бошко Обрадович.
Есть пленка, которая появилась в Интернете, на которой запечатлено то, как оппозиционеры пытаются освободить своих активистов из тюрьмы, в которую они были нелегально заключены. Вот это и стало последней каплей незаконных действий, которые власть допускает уже с 2012 г., что вызвало протестные акции.
Потом Вучич сказал, что даже если пять миллионов людей выйдут протестовать, он не будет никого слушать. В Сербии население 7 миллионов. Он открыто показал свои диктаторские замашки. На последующие протесты стало приходить еще больше людей, чем раньше. И тогда протесты стали называть «один из 5 миллионов».
- Стоит ли усматривать в этих акциях руку Запада?
- Нет, я бы абсолютно не связывал эти события с Западом, что якобы тут присутствует какой-то заговор. К Западу это никакого отношения не имеет.
Люди протестуют не только из-за того, что власть действует незаконным образом, но и из-за их предательской политики по отношению к Косову.
Самый большой игрок Запада здесь – Александр Вучич, который продвигает вместе со своими советниками Александром Соросом (сыном Джорджа Сороса), Тони Блэром (бывшим премьер-министром Великобритании) и с президентом непризнанного Косова Хашимом Тачи идею т.н. компромисса. По поводу того, что Вучич называет «разграничением» с албанцами: его идея состоит в том, чтобы взять 10% территории Косова Сербии, остальное отдать Албании, которая уже находится в НАТО. И эта часть Косова станет частью «Великой Албании». Еще он готов им отдать части трех муниципалитетов на юге Сербии. Это привело бы к ситуации, когда Косово юридически станет частью Албании, входящей в НАТО. И Сербия в таком случае не сможет сохранять нейтралитет. Говорить о том, что Запад стоит за протестами – абсолютный абсурд.
- Каковые требования протестующих? И кто в основном протестует?
- Пока что требования состоят в том, чтобы открыть СМИ также для альтернативного мнения, чтобы выборы проводились честно. Вучич уже заявлял о готовности к проведению внеочередных выборов. Но никто не желает таких выборов, где люди в масках будут заставлять народ голосовать за определенного кандидата, где будет происходить открытое хищение голосов. Никто уже не хочет участвовать в процессе, где СМИ вещают только о власти и самыми худшими способами очерняют оппозицию.
В демонстрациях участвуют абсолютно все слои, возрастные группы, люди разных идеологических взглядов. Но на последних митингах все больше и больше доминируют люди, которые против сдачи Косова. Это противники того, чтобы Вучич сдал Косово и втянул Сербию в НАТО.
- На ваш взгляд, можно было избежать этих акций протеста?
- Вучич показал выборами в Лучане, да и в целом своим правлением за последние несколько лет, что он будет стараться удержать власть всеми способами. Эти способы включают также и силу. Это очень печально, потому что это говорит о том, что Сербии предстоит очень сложное время. Думаю, что он свои привилегии и наворованное просто так отдавать не собирается, и протесты будут только расти, возможно, до свержения Вучича.
- Какие последствия могут вызвать эти акции как для самой Сербии, так и для ее соседей?
- Если Вучич останется у власти, самым главным последствием этого станет то, что Запад будет его дальше поддерживать до момента, пока он сдаст Косово и втянет Сербию в НАТО. Дальше Вучич на март назначит выборы, которые оппозиция бойкотирует. В таком случае у него возникнут большие проблемы. Сербия начнет двигаться к еще большему внутриполитическому кризису.
- Несут ли эти акции какие-то вызовы для России и для ее ближайших союзников?
- Да, есть вызов для России.
Вучич в настоящее время втягивает Сербию в НАТО. Именно в период президентства Вучича был подписан ряд соглашений, в частности, закон, которым подтверждаются все соглашения между НАТО и Сербией.
В 2016 г. именно его партия санкционировала его подписание. Но одновременно он пытается убедить своих избирателей в том, что он друг России. Его избиратели изначально в основном патриоты. Поэтому он говорит, что Сербия никогда не будет в НАТО, не будет вводить санкции и т.д. Так же вел себя и его лучший друг - президент Черногории Мило Джуканович. Но в один прекрасный момент Черногория вошла в НАТО, ввела санкции и даже обвинила Россию в государственном перевороте, в чем, кстати, Вучич своими странными заявлениями его поддержал. Вучич тогда сказал, что есть иностранные элементы, которые приняли участие в неудачном госперевороте в Черногории, намекая на то, что это Россия. Он открытым текстом этого не сказал, но это было понятно. Тем не менее Вучич хочет себя показать «большим другом» России.
16 января прошел самый большой протестный митинг против Вучича, приуроченный к годовщине убийства Оливера Ивановича – наиболее известного сербского политика в Косове – большого врага партии Вучича. Убийство до сих пор не раскрыто. Многие подозревают, что к нему причастен Белград. И многие даже в сербском обществе об этом открыто пишут и говорят. Потому что человек, которого обвиняют из Приштины, Милан Радоичич, сбежал в Белград, и Вучич публично сказал, что этот человек к убийству непричастен.
Так вот, 16 января – годовщина его убийства и большой протест, а 17 января приезжает Путин. В этот день Вучич собирается на двух тысячах автобусов со всей Сербии привезти людей в Белград встречать Путина.
Вучич пытается использовать визит Путина в качестве своей личной рекламы и завоевания легитимности.
Он хочет показать, что есть масса людей, которая его поддерживает. Это хорошая посылка его избирателям, которые скажут, ну вот, он говорит одно Западу, но на самом деле его сердце на Востоке. Это, естественно, неправда.
На самом деле ему нужна поддержка России для его плана по вовлечению Сербии в НАТО, как бы абсурдно это ни звучало.
То есть, если Россия поддержит его, то она одновременно поддержит план НАТО, и, как следствие, натоизацию и тех частей Балкан, которые в НАТО не вошли. Это касается Македонии, Боснии и Герцеговины, Сербии и, естественно, если Вучич успеет сдать Косово Великой Албании, то и этой части тоже.