Порой нам кажется, что мы хорошо знаем город, в котором родились и в котором живём, знаем каждый уголок. Так ли это? Предлагаем взглянуть на Барановичи глазами художника, ведь благодаря художественным произведениям мы учимся видеть, чувствовать, понимать.
В собрании Барановичского краеведческого музея достаточно богатая и разноплановая коллекция живописных и графических работ. Особое место занимает в ней городской пейзаж. Это работы таких художников, как Тиханович Г.Е., Максимцов К.И., Щасный Д.М., Шкиря И.В., Шейна А.Р., Фалей А.А., Осипович В.И., Тарасевич В.Э., Капуза Л.Г. и др. Каждый из них видел Барановичи по-своему, в зависимости от времени, в котором жил, мироощущения и восприятия действительности.
Сегодня лишь немногие смогут догадаться, что на картине К.И Максимцова «Парк культуры и отдыха» изображён парк им. 60-летия СССР, который горожане называют старым парком.
Да, это тот самый парк, который был заложен на землях графа И.А. Розвадовского в начале прошлого века. Константин Иванович написал эту работу в конце 1940-х гг., в тот период, когда происходило его становление как художника.
Прогуливаясь по старому парку, мы уже не найдём того, что видел художник. Это характерные для советского времени атрибуты: клумба в виде пятиконечной звезды, красные флаги, транспарант, плакаты с изображением И. Сталина и В. Ленина. Эстетика советской эпохи, или, говоря современным языком, – soviet. art. Действительно, многое изменилось с тех пор.
Город растёт, развивается, и пытливый взгляд художника фиксирует эти изменения. Но есть в Барановичах уголки, где сохранилась застройка прошлых лет, не типичная для нашего времени.
И увидеть этот нетронутый временем уголок мы можем на картине В.И. Осиповича «Старая аптека» (1998 г.).
Художник почти с фотографической точностью передал вид с моста на улицу Тельмана. Умелой рукой мастера и тщательно подобранной палитрой акварельных красок показана аптека Лаевского, жилые дома частной застройки, над которыми возвышается пожарная каланча. И аптека, и пожарная каланча – два здания города Барановичи, которые в 2002 году были включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Акварели Владимира Осиповича всегда привлекают своей прозрачностью, легкостью и нежностью красок, и эта работа не является исключением.
Когда мы говорим об историческом центре Барановичей, то прежде всего вспоминаем улицу Советскую, которая в конце XIX – начале XX в. разделяла Старые (местечко Розвадово) и Новые Барановичи, и, конечно, не забываем о старейших городских улицах – Комсомольской, Ленина, Брестской, Горького, Мицкевича.
Заглянув в музей, вы сможете увидеть живописную работу А.Р. Шейны «Осенний день» (2002 г.), которая органично вписалась в музейный интерьер и притягивает внимание посетителей. На холсте художник изобразил улицу Мицкевича, где сохранилась городская застройка конца 1940-х – начала 1950-х годов. Незатейливые двухэтажные деревянные дома, две дамы, идущие не спеша под руку, буйство красок осени – всё вместе навевает грустные мысли и воспоминания, а на язык ложатся строки из стихотворения А. Мицкевича:
День добрый! Дремлешь ты, и дух двоится твой:
Он здесь – в лице твоём, а там – в селеньях рая.
Так солнце делится, близ тучи проплывая:
Оно и здесь и там – за дымкой золотой…
Перенестись в центр города помогут нам графические работы А.А. Фалея «Баранавічы» (1993 г.) и В.Э. Тарасевича «Вечерняя улица» (1998 г.).
Если авангардная работа Алеся Фалея построена на цветовых ощущениях городского пейзажа, то коллаж Валерия Тарасевича отличает чёткость линий. Обе работы впечатляют исполнением, казалось бы, обыденного – жилого дома с башенкой и часами, определившего конфигурацию центральной площади, и уходящей вдаль улицы Ленина.
Зрительно работы художников лаконичны и понятны, но у вечернего города своё очарование.
А можно ли создать живую и динамичную картину, используя только один цвет? Конечно, да. Рисунок тушью Г.Е. Тихановича «Первый 9-этажный дом в г. Барановичи» (1970 г.) является тому подтверждением.
Графическая линия художника подчёркивает монументальность первой «высотки» на улице Ленина, которая кажется ещё более величественной по сравнению с домиками, сгрудившимися перед ней. Сегодня этих неказистых домишек уже нет, они уступили место новому.
А завершим нашу прогулку по таким знакомым и знаковым местам города на берегу Светиловского озера. Изображение озера и высоких тополей, давших в своё время название целой улице, мы видим на живописной работе Д.М. Щасного «Последние тополя на улице Тополёвой» (1998 г.). Тополиная аллея вдоль частично сохранившейся дороги, выложенной камнем, создавала неповторимые древесные «кулисы» между двумя водоёмами.
Работа словно живёт ощущением единого дыхания с ветром перемен. Пройдёт десять лет после написания картины – и тополиной аллеи уже не будет. Она останется в нашей памяти и на холсте художника.
И всё-таки картины словами не описать – на них надо смотреть. Посетив Барановичский краеведческий музей, вы воочию их увидите. Может быть, чувства художников окажутся созвучны вашим.
Рита Чертко, главный хранитель фондов музея.