Наверное, ни одна на свете тема не вызывает столько споров, не порождает столько мифов и не является таким камнем преткновения, как тема ГВ (Грудного вскармливания, да). Но если уж ты, женщина, вознамерилась стать матерью, будь добра - соответствуй, т.е изучи все книжки, проштудируй мамские форумы, посмотри доктора Комаровского, Нину Зайченко и Тутту Ларсен на ютубе, подпишись на десяток консультантов в инстаграм. А потом сядь тихонько в уголок, схватись за голову и попроси у боженьки сделать тебя снова маленькой, чтобы просто играть в дочки-матери, где не требуются знания о сцеживании, молокоотсосах, накладках, застоях, интервалах и проч.
На самом деле, я не против подготовки, хорошо бы иметь представление о процессе, которым природа снабдила женский род, знать как там всё устроено, от чего зависит, и что кормить (физиологически) может каждая женщина (1 какой-то процент исключая). Только представьте, родить не каждая может, а вот кормить - почти 100%. Это обнадеживает, настраивает, и вот ты уже уверенна - гв состоится. Но ровно до того момента, пока не оказалась в стенах родильного дома. Расскажу свою историю, поучительную, душещипательную, но с хорошим концом.
Про кормление грудью я знала не много, а изучив все возможные источники, стала знать ещё меньше. Сказать, что информация противоречивая - не сказать ничего. Все авторы были едины во мнении, что "грудное вскармливание - лучшее, что женщина может дать своему ребенку", но как только доходило до практики, эти же люди готовы были голову друг-другу открутить, споря КАК же этот самый ребенок должен есть мамино молоко.
В конце концов, в голове сформировался некий набор тезисов, которых я и решила придерживаться, когда рожу. Выглядел он примерно так: "Нужно сразу приложить ребенка к груди для лучшей связи с матерью, иммунитета и запуска лактации", "Надо попросить совместное пребывание с ребенком в первые дни", "Надо кормить по требованию (что это значит я хоть убей не понимала)", "Нельзя докармливать смесью, иначе пиши-пропало" и еще парочка правил в таком же стиле.
То, что мой план терпит крах, я поняла почти сразу, как закончились роды. Вместо того, чтобы положить младенца мне на живот, врач поднял его вверх и, повернув ко мне причинным местом, спросил: "смотри, кого родила?". Я ошарашено сказала "Соню", потом поправилась - "Девочку родила", и решилась попросить приложить к груди. Тут уже врач посмотрел на меня круглыми глазами (да, у нас обычный провинциальный роддом) и буркнув: "Не положено это", отдал ребенка акушерке. Роды у меня были лёгкие, никаких дополнительных манипуляций, вроде наложения швов, проводить было не нужно, и мой врач мигом умчался к другим роженицам. Акушерка стояла возле меня и уже собиралась уносить малышку, но, видимо, умоляющий взгляд растопил её сердце, а может быть она просто знала все эти правила раннего прикладывания и следовала им сама. Как бы то ни было, озираясь по сторонам и заговорщически улыбаясь, женщина приложила дочку буквально на десять секунд, а потом убежала взвешивать её и измерять.
Насчет совместного пребывания меня спросили еще по приезду в роддом, потом во время родов и, наконец, когда нужно было отправляться в палату. Я везде отвечала, что да, хочу с ребенком лежать, но получала в ответ комментарии типа "подумай, у нас мало кто лежит с детьми" или "да зачем тебе? хоть выспишься". Выспаться мне, конечно не удалось, ни в эту ночь, ни в следующие пять, да и вообще, не очень то я уже помню что такое "выспаться", а ведь прошло 1, 5 года. Я долго ворочалась, писала всем сообщения, получала ответы, плакала от радости, смотрела на спящую дочку, а потом наступило утро и началось...
На двери в палату висело расписание кормлений, каждые 3 часа, и медперсонал четко следил, чтобы инструкция не нарушалась. Если тебя заставали за попыткой дать ребенку грудь в неположенное время - поднималась настоящая буря. Если по графику кормление, а у твоего ребенка во рту нет груди - тебе не сдобровать. Не дай бог тебе положить младенца рядом с собой на кровать, там микробы, там ты, грязная вся, лежала! Можно только сидя, только в "правильной" позе. Фразу типа "да кто же так кормит, он помрет у тебя с голоду!" каждая мама слышала несколько раз на дню. При этом никто не показывал "как именно", все считали своим долгом унизить, укорить за неловкость, высказать "фи". Моей соседке врачи и медсёстры сказали, что у неё грудь вообще жутко-неправильной формы и она никогда своих детей кормить не сможет. Говорили жестоко и холодно, прибавляя "милочка" "или "дорогуша", от чего становилось ещё противнее, соседка плакала и всё пыталась, а потом сдалась, стала брать для ребенка смесь, но продолжала рыдать, громко.
Забудь всё что ты знала о грудном вскармливании, забудь все правила и "пункты" из своей головы, потому что на первый план тут выходит страх. Страх, что твой ребенок не наедается, страх что твой ребенок вообще ни разу не взял грудь и теряет вес, страх осложнений, страх сделать что-то не так, страх перед элементарными (теперь то) манипуляциями по смене подгузника и перекладыванию младенца со стола в кроватку. "О боже, я точно его угроблю! Как же это страшно! Жизнь меня к такому не готовила!",- примерно такие мысли пролетают в головах молодых мамочек. На фоне этого всепоглощающего страха любое замечание, любая критика воспринимаются, как катастрофа, а любая фраза, сказанная командным голосом, как истина в последней инстанции. На фразу "У меня не получается кормить", медсестра спросит абсурднейше-жестоко зачем же ты рожала, раз кормить не получается, и посетует громко, что за мамашки пошли. Показать? Так это же твой ребенок! И вообще, у детей сосательный рефлекс врожденный, значит у тебя что-то с грудью не в порядке или просто молока нет. Иди возьми смесь, не издевайся.
У меня ситуация осложнялась тем, что дочка родилась маленькой, 2800 г, поэтому замечания об издевательствах над ребенком и о том, что она теряет вес, я стала слышать буквально с первых часов. Я читала, что в первые дни молока, как такового, еще нет, что детям вполне достаточно питательного молозива, но этот страх за младенца, страх собственной несостоятельности не давал шанса ни одной рациональной мысли. Я читала, что младенцы теряют в весе в первые дни после рождения и это - норма, но когда в палату вбегал врач и кричал, что моя дочь истощена, что её нужно нормально кормить, что она маловесная, я ревела и шла за смесью. Единственное, что я могла делать и делала - постоянно предлагала ей есть, не по графику, просто каждые 20 минут давала грудь и плакала, если она отказывалась и отворачивалась. После каждого врачебного обхода или посещения медсестры, где объявлялось, что ребенок на грани истощения, я шла за смесью и опять ревела.
Так продолжалось три дня, а потом я решила, что хватит с моего ребенка материнских слёз, может она от того и не набирает вес, что я причитаю целыми днями. Никакого плана в голове уже не осталось, была решимость (ну прямо-таки железная), назло, думаю, налажу это дело, и кормить буду долго, докажу им всем. Сейчас мне смешно от этих мыслей, но тогда сработало (дочке то уже 1 и 8, а я всё еще никак не закончу кормление). Пришла я к детской медсестре, выбрала самую суровую, молодую и умелую, её Аня звали, и сказала, что она должна со мной пойти вот прямо сейчас и показать мне всё, как нужно, и про прикладывания рассказать. Сказала, что я с места этого не сойду, пока она не пообещает научить. Зло так сказала ей, с вызовом и закончила свой монолог фразой прям по Лабковскому: "Я хочу кормить грудью и буду!". Аня встала и пошла со мной, сердито всё показывала, два часа провела за "настройкой процесса", один раз в сердцах сказала: "Я тебе что, Господь Бог?" и получив в ответ твердое "ну, в данный момент, да", улыбнулась. Дочка стала охотно есть, я перестала ходить за смесью, вес пошел вверх...
Когда я была маленькой, всегда радовалась, что родилась девочкой и мне не нужно будет идти в армию. Так вот, роддом оказался чем-то наподобие срочной службы. Есть, конечно, девушки, которым повезло с больницей, врачами и персоналом, но большинство, прочитав мою заметку, грустно усмехнутся и скажут: "и я тоже, милая, тоже через это прошла".
Мораль сей басни такова... Мы - великолепные, и никому нельзя позволить нас в этом переубедить. Мы - прекрасные, сильные и трогательные в своем материнстве, и совершенно не важно кормим мы в итоге детей грудью или нет. Ну а если кормить для тебя так уж принципиально, то весь негатив, страх и даже боль ( а это дело почти всегда сопряжено с болью) может победить только спокойствие и уверенность в своих материнских силах. Пресловутое "Я достаточно хорошая мать для своего ребенка".
Один из моих любимых авторов однажды давал интервью, и на вопрос, боится ли он критики в адрес новых произведений, ответил: "Нет, критики я не боюсь, знаете, я крайне-неуверенный в себе человек, но абсолютно-уверенный в себе писатель". Мне кажется, что и к материнству эта фраза применима на все 100%. Там, в палате совместного пребывания, держа на руках новорожденного младенца, я, кажется, впервые за всю жизнь, нашла опору внутри себя самой и стала той самой "уверенной в себе мамой", которой и являюсь до сих пор.