Займемся образовательной футурологий. Нет, здесь не будет прогнозов о космических школах и телепортирующихся школьниках из класса в класс. Здесь будет куда более реалистичная материя – настоящие тенденции в образовании, хвосты которых можно уже поймать прямо сейчас.
Прогноз первый. Междисциплинарность
Уже сейчас в США существует практика, когда студент выбирает два совершенно не связанных, на первый взгляд, направления в обучении. Например, работу с большими данными (bigdata) и когнитивные науки. Так, по итогу студент может стать аналитиком эмпирических данных работы мозга, а в этих исследованиях, в свою очередь, заинтересована вся сфера маркетинга. И таких примеров – уйма.
В целом, уже сейчас можно проследить общую склонность к кардинальной смене направления после бакалавриата. Чем шире диапазон – тем лучше, но принцип здесь все же основывается не на том, чтобы схватить несочетаемые плоскости, а в уместном и практичном дополнении одного другим. Есть основания полагать, что в будущем будет абсолютно естественным менять профессию каждые три года. Высшее образование превратится в набор навыков и точек роста. Эта динамичность – ответ на вызов стремительно меняющегося рынка. Так что совсем скоро придется забыть о строгих профессиях и несменных вузах, ведь приоритет на навыках размоет все границы: на смену профессиям придет набор компетенций, что поставит под вопрос, например, вообще существование профориентационных тестов.
Прогноз второй. Самообучение
Это даже не столько прогноз, сколько уже догнавшая нас реальность. Все дороги ведут к самостоятельному обучению у специалистов, прохождению курсов, тренингов и мастер-классов. Дополнительное образование – это не только личностное развитие, но и лифт в ваших карьерных достижениях. Уже сегодня считается хорошим тоном указать в резюме пару-тройку пройденных курсов и приложить сертификаты об их окончании. Эти курсы действительно могут сказать вашему потенциальному работодателю о многом: о вашей заинтересованности в развитии, умении выбирать нужные курсы и высоком уровне самодисциплины, ведь их прохождение до конца (что получается далеко не у всех) требует силы воли и правильного целеполагания. А за это бодро хватаются многие крупные компании.
Прогноз третий. Технический прогресс
По всей видимости, компьютеризация не станет останавливаться на интерактивных досках и оборудовании в классах информатики. Техника пронзит всю структуру образовательного процесса, и это постепенно актуализируется уже сейчас. Некоторые учителя проводят тесты и опросы с помощью приложений для телефонов, заводят чаты для учеников, вводят онлайн-расписание. Разумеется, это лишь начавшийся процесс, и мы все еще можем обнаружить в рамках одной школы парадоксальное сочетание обучения с помощью гаджетов и наличия коробок для складывания телефонов перед началом урока. Однако стоит признать, что смартфон – уже образовательный инструмент и очевидно универсальный, поскольку он уже является жизненной необходимостью любого современного человека.
Новая волна информатизации отличается тем, что инновация идёт не только сверху, со стороны государства, но и снизу — со стороны детей, вместе с которыми электронные устройства проникают в школу. А учителя-новаторы объединяются в движения и помогают освоить новые технологии тем педагогам, которые от них пока далеки.
Образование поддается веяниям современности, как и любая другая среда социальной жизни, и меняется она удивительно стремительно, поэтому готовься к будущему уже сейчас!
Ксения Крашенникова