Найти тему
Филипп Богачев

11 ошеломляющих тезисов для желающих стать тренером

На живых тренингах к людям часто приходит ошеломляюще прекрасная, неожиданная и, главное, очень оригинальная идея: «А не стать ли мне тоже тренером? Как этот умник на сцене». Согласен, с виду смотрится очень круто и легко, почти как фигурное катание, только без коньков. Фигурное катание – это ведь любой сможет, верно? Люди вообще не напрягаются, когда на сумасшедшей скорости скользят по льду и выделывают все эти кульбиты. Вот и тренерство – то же самое. Знай себе красуйся, пожинай лавры.

Ошеломленные потрясающей идеей, люди на живых тренингах часто подходят ко мне и говорят: я готов пойти к тебе вторым тренером – научишь? Я смотрю в горящие глаза и силюсь не вздыхать как бабка-сердечница. Нет, не научу. Но могу рассказать несколько полезных вещей, которые ошеломляют не меньше внезапных идей. Следующие 11 тезисов точно пригодятся всем, кто внезапно собрался в тренеры.

Тезис первый. Впечатление о том, что тренерский хлеб очень легок – это жестокая иллюзия.

Тренерство, оно же преподавание – одна из самых тяжелых профессий в мире. Этот путь осилит только тот, кто реально видит свое призвание в том, чтобы учить людей – и очень желательно, еще и не видит ни в чем другом. Последнее очень пригождается всякий раз, когда тренер с матами и остервенением говорит себе «в гробу я все это вертел». А все тренеры рано или поздно это себе говорят, и не по разику.

Проблема в том, что за сиюминутным желанием стать тренером обычно стоит не призвание и не миссия учить людей, а эротическая фантазия - о том, чтобы вам смотрели в рот, а вы такой стояли бы на сцене – нет, лучше сидели бы на белом коне. А тот в свою очередь стоял бы на сцене. И вот вы такой с коня рукой показываете: бежим направо, потом налево. И все бегут. И вообще не напрягаетесь при этом, конечно.

Так вот, это иллюзия. Я понимаю, что вы смотрите на тренера, который непринужденно стоит на сцене и что-то там рассказывает, а потом еще и шутит – и думаете, что это легко. Но скрытая часть спектакля заключается в том, что после тренинга тренер устает как вся группа, вместе взятая. Если вам доводилось бывать на интенсивах, то вы помните, какая усталость наваливалась к концу. Так вот: это - не то, что чувствует тренер.

Тренеру гораздо хуже. Если хотите точную метафору, то его после двухнедельного интенсива можно совочком соскребать с пола и класть куда-нибудь вонять на недельку-две. Только по прошествии этого времени он постепенно начнет возвращать себе человеческий облик и запах.

-2

Тезис второй. Нагрузка у тренера, преподающего 6 месяцев из 12, больше, чем у школьного учителя, который учит 9 месяцев в году.

Типичное расписание тренера на двухдневке: подъем в 6 утра, подготовка, просмотр программы. В 8.30 выезд, с десяти утра до десяти вечера он пляшет на сцене. Отбой вряд ли раньше двух, подъем на второй день опять в шесть. Бывают и трехдневные тренинги, а особо упоротые типа меня в молодости делают семи, десяти и даже 20-дневные интенсивы.

И вот когда ты 21 день реально в таком режиме работаешь, то у тебя за один интенсив набегает 200 учебных часов. Сравните это с нагрузкой среднего учителя в школе: порядка 80 часов в месяц на одной ставке, около 120 – на полторы.

Тезис третий. Тренера окружают благодарные ученики, воспевающие дифирамбы (нет).

Жизнь показывает, что если тренинг человеку понравился, то в 9 случаях из 10 он промолчит. Если же результат на тренинге не устроил студента (в том числе потому, что сам учиться не захотел), то шума будет выше крыши. Тренер будет виноват в том, что не чуткий, не женственный, на фиг послал и так далее.

А главный прикол в том, что на групповых тренингах в принципе не бывает 100% эффективности – значит, недовольные всегда найдутся. Почему так? Хотя бы потому, что участие в вашем тренинге время от времени приобретают люди с пограничным синдромом, которым требуется не двухдневный тренинг, а двухгодичная психотерапия.

Бывает, что студенты просто ошибаются тренингом. Например, на базовый тренинг по эриксоновскому гипнозу приходит телец, который мечтает вводить людей в транс, чтобы они подписывали невыгодные договоры и ублажали его сексуально. А потом очень сильно разочаровывается, что этому невозможно научиться за неделю.

-3

Тезис четвертый. Если вы будете много работать и стараться изо всех сил – это все равно не значит, что у вас сразу все получится.

К слову о желающих получить мгновенные результаты на тренингах по гипнозу: я всегда привожу примеры сверхуспешных цыганок-гадалок. Сколько им лет, этим цыганкам, и сколько у них часов практики уже набежало? Ни одному гипнотизеру такой налет не снился. В нужный уровень скилла, когда почти каждый встречный безропотно открывает кошелек, они входят годам к 50-60. Допустим, хороший тренер по гипнозу может сократить срок тренировки с 40 лет до 15, но никак не до 2 недель. И это относится ко многим навыкам, помимо гипноза.

Ребята приходят в мотошколу и говорят: хочу на треке всех рвать. Им невдомек, что нужно лет пять тренироваться, чтобы войти в топ российского супербайка, вваливать на треке плюс физухой заниматься.

Но правда в том, что любой ультраскилл требует ультрапрактики. Естественно, то же самое относится и к самой профессии тренера. Со стороны всегда кажется, что вести группу – это легко, ты пошутил – все смеются, но это не так. Как у врача, у любого тренера есть свое кладбище – сокрушительный провал, когда он запорол группу. И чем сложнее тема, тем выше уровень ответственности и тем выше должен быть уровень навыка. Просто зачитать семинар и интегрировать навыки на тренинге – это небо и земля.

Тезис пятый. Первую группу собрать проще, чем четвертую.

Может показаться, что раз вы решили стать тренером и сразу ухитрились собрать первую небольшую группу благодарных студентов – то вы обречены на успех. Это совершенно не так: в мире тренингов нет ничего проще, чем собрать первую группу из фанатов. (Если вы ведете блог и хоть кому-нибудь, да известны) И дальше можно собрать еще пару групп, но с четвертой уже начнутся гарантированные серьезные трудности.

Все потому, что на этом этапе у людей возникают вопросы: а стоят ли результаты затраченных денег, и чем вы отличаетесь от другие тренеров, которые пересказывают те же книги?

Тезис шестой. Курс по саморазвитию придумать трудно, даже с фантазией (Ошеломляюще, правда?)

Помимо навыка выступлений и работы с группой тренеру жизненно необходим еще один сложный навык - это скилл методиста, которым в России на должном уровне обладает от силы человек десять. Именно поэтому подавляющее большинство тренеров пересказывают чужие байки, чужие упражнения, воруют куски программ. Но это нельзя назвать качественной тренерской работой – это навык на уровне младшего тренера. С таким материалом вы никому не поможете и совершенно точно не прославитесь.

Чтобы вы понимали, о чем речь, я поясню на примере моей компании: у нас есть четкая градация тренерских навыков. Начинать нужно со стажировки на уровне саппорта – это человек, который берет 5-7 студентов и дотягивает их до результата, учится разруливать конфликтные ситуации в группе. Отвечать на каверзные вопросы типа: «Почему у меня не получилось? Не потому ли, что вы все пи…сы, а я Д’артаньян?».

-4

Затем человек идет на должность тренера-стажера. Он стоит на сцене, грубо говоря, но большую часть времени молчит. Иногда ему немного доверяют вести некритичные куски тренинга, чтобы старший тренер мог отойти попить чаю. Потом можно стать младшим тренером, который не имеет права вести тренинг в одиночку – он ведет тренинг с кем-то вместе, старшим и опытным. И только после всего этого обучения вы сами можете стать полноценным тренером и старшим тренером, то есть тем, кто обучает дальше других людей. Этот путь обучения занимает лет 5-6.

Затем человек идет на должность тренера-стажера. Он стоит на сцене, грубо говоря, но большую часть времени молчит. Иногда ему немного доверяют вести некритичные куски тренинга, чтобы старший тренер мог отойти попить чаю. Потом можно стать младшим тренером, который не имеет права вести тренинг в одиночку – он ведет тренинг с кем-то вместе, старшим и опытным. И только после всего этого обучения вы сами можете стать полноценным тренером и старшим тренером, то есть тем, кто обучает дальше других людей. Этот путь обучения занимает лет 5-6.

Затем человек идет на должность тренера-стажера. Он стоит на сцене, грубо говоря, но большую часть времени молчит. Иногда ему немного доверяют вести некритичные куски тренинга, чтобы старший тренер мог отойти попить чаю. Потом можно стать младшим тренером, который не имеет права вести тренинг в одиночку – он ведет тренинг с кем-то вместе, старшим и опытным. И только после всего этого обучения вы сами можете стать полноценным тренером и старшим тренером, то есть тем, кто обучает дальше других людей. Этот путь обучения занимает лет 5-6.

Затем человек идет на должность тренера-стажера. Он стоит на сцене, грубо говоря, но большую часть времени молчит. Иногда ему немного доверяют вести некритичные куски тренинга, чтобы старший тренер мог отойти попить чаю. Потом можно стать младшим тренером, который не имеет права вести тренинг в одиночку – он ведет тренинг с кем-то вместе, старшим и опытным. И только после всего этого обучения вы сами можете стать полноценным тренером и старшим тренером, то есть тем, кто обучает дальше других людей. Этот путь обучения занимает лет 5-6.Затем человек идет на должность тренера-стажера. Он стоит на сцене, грубо говоря, но большую часть времени молчит. Иногда ему немного доверяют вести некритичные куски тренинга, чтобы старший тренер мог отойти попить чаю. Потом можно стать младшим тренером, который не имеет права вести тренинг в одиночку – он ведет тренинг с кем-то вместе, старшим и опытным. И только после всего этого обучения вы сами можете стать полноценным тренером и старшим тренером, то есть тем, кто обучает дальше других людей. Этот путь обучения занимает лет 5-6.

Отсюда вытекает…

Тезис седьмой. Для того, чтобы быть тренером, недостаточно хорошо выступать.

Просто опыт публичных выступлений не релевантен тренерской квалификации. Да, вы не должны бояться открыть рот, но это еще не гарантия успеха. Хороший тренер – это кладезь «мягких» навыков, собранных вместе. Например, нужно на очень высоком уровне владеть калибровкой, чтобы в каждый момент понимать, в каком состоянии группа. А когда группа устает, надо быстро рассказать байку или анекдот, чтобы взбодрить народ.

Один из самых полезных и крутых навыков - это понимать, когда пора делать кофе-брейк, потому что душно и голова уже ни у кого не варит. Прибавьте к этому работу с 10-ю типами сложных слушателей, например, с теми, кто тянет внимание на себя или жалуется на жизнь. И я не говорю про понимание групповой динамики, психогеографию, работу с сотояниями, кризисами, краткосрочную психотерапию, коучинг, владение метафорамаи, и пса еще лысого.

Но самая большая проблема – это «пограничники» и другие люди с острыми психическими заболеваниями. Тренер должен быть готов разрулить любую фигню вплоть до того момента, когда в аудиторию врывается горилла-убийца. Тут уже надо вызывать подмогу, согласен. Но чем вы объясните свою беспомощность до этого?

Тезис восьмой. Если вы что-то умеете – это не значит, что вы любого можете научить.

Прежде, чем создавать методику, вам предстоит продемонстрировать еще один ультракрутой навык – это моделирование. Собрались учить народ тому, что хорошо знаете? Соберите сначала модель – то есть то, чему мастеров НЛП сейчас массово не учат. Между тем, любой успешный процесс обучения требует хорошей модели. Ее надо создать, а потом еще проверить на тестовой группе. После чего ты действительно понимаешь, стоит ли этот навык дальше нести в мир.

-5

Например, вы можете создать модель с эффективностью обучения 10%. Но если вы скажете, что только один из десяти на тренинге получит навык, то купят ли у вас такой продукт? А если не скажете, то что вы скажете потом, когда студенты подвесят вас вниз головой сами знаете за что, предварительно уже обмазанного смолой и облепленного пухом?

Другое дело, если ваша модель будет работать более, чем для половины студентов – уже есть, о чем говорить. Но пока вы не протестировали – откуда вам это знать?

Тезис девятый. Научить каждого, кто хочет, абсолютно невозможно.

Знаю, чем дальше мы идем, тем больше я вас ошеломляю, как обещал. Многие начинающие думают: «Чтобы не было недовольных, мы всех возьмем и ка-ак научим! И все будут довольны». Увы, нет. Адекватный тренер как никто оперирует понятием «приемлемый ущерб» - он понимает, что всем помочь в принципе никогда нельзя, и надо помогать тем, кому можно помочь.

Взять популярную тему эффективной коммуникации и переговоров. Представьте, что в вашей группе оказались 35 экстравертов и 3 дико закомплексованных интроверта, с которыми нужно работать в 15 раз больше без гарантии на успех. Можно все силы бросить на интровертов, но тогда остальные развернутся и уйдут, и будут правы. Можно дать немного внимания, чтобы замотивировать, но есть люди, которым сложно даже просто подойти к человеку и спросить, сколько времени – и этим немного внимания не хватит. Так что вы будете делать?

Тезис десятый. Если вы будете делать свою работу отлично, не стоит рассчитывать, что ее результат некому будет испортить.

Организаторы тренингов, заметим, бывают хорошие и разные. Например, вам могут снять зал, где вместо четырех туалетов один – на сто человек. Спорим, это повлияет на ваше расписание? А как насчет уместить 8-часовую программу в шесть, особенно если на самом деле она рассчитана на 10?

Мне помнится один зал в Ростове, где летом в 37 градусов мы учились без кондиционера. Напортачили орги, а работать мне – вся группа, истекая потом, проклинала в том числе меня. Как вам такая ситуация? Результаты обучения по вашей прекрасной методике придется умножить на минусовой энтузиазм, даже если вы сможете преодолеть собственный дискомфорт и отработать так, как будто просто обожаете купаться в своем поту на протяжении 10 часов кряду.

Тезис одиннадцатый. Пройдя через все трудности, вы не прославитесь, а уйдете из профессии с вероятностью 95%.

Да, это ошеломляет, пожалуй, сильнее всего, но вы держитесь – это последний тезис на сегодня. Если вам доводилось бывать студентом на тренинге длительностью больше 2 дней, то вы наверняка замечали, что энтузиазм группы затухает к концу тренинга, и чем длиннее обучение, тем меньше под конец энтузиазма.

Так вот, у тренеров энтузиазм тоже затухает. Что вы будете делать тогда? Подумайте о том, что двух-дневный тренинг пишется три месяца. Подумайте, что вы никогда не предусмотрите всех факапов – их будет гораздо больше, чем вы можете представить, вам придется быть кризис-менеджером высокого класса.

Подумайте над тем, что вести тренинги, совмещая с основной работой, будет невозможно. А еще в вашем глазу будут замечать не просто соринку, а пылинку от соринки. Ставить в вину, что вы не умеете летать и звезды считать. А еще вы неправильно тему рассказываете, после 6 месяцев сбора модели, тестирования и подготовки. Почему? Потому что Бодо Шефер сказал то и это.

Конечно, вы отправите этих людей учиться к Бодо Шеферу и будете знать, что благодарностей в конце всегда получите в десять раз меньше, чем претензий. А если реально круто впашете как никогда, то вам даже похлопают в конце и даже не закидают тухлыми помидорами. И вы поскачете дальше упарываться на износ.

Да, можно работать и в комфорте - вести один тренинг в квартал, это не так напряжно. Но тогда большого количества отзывов и рекомендаций не будет, и во втором квартале клиенты уже кончатся. Вас также может неприятно удивить, что тренер начального уровня спокойно прожирает на выезде все гонорары – за обед в кабачке дневной заработок и уходит.

Вещи при этом служат не по 10 лет, а по 3 недели. Ваш иммунитет будет сопротивляться постоянным командировкам из последних сил. Через пару лет вы сможете обнаружить, что клиентов находить все так же трудно, а до настоящей славы, богатства и автоматических покупок по первому зову нужно впахивать еще лет восемь. Здоровья при этом осталось максимум на год.

И тогда с вероятностью 95% вы откажетесь от этой «легкой» профессии. Мы никому не скажем, что вы устали, конечно. Назовем ситуацию: «это просто не ваше».

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> Филипп Богачев