У нас, как я уже говорила, гимназия с обязательным музыкальным образованием.
Раньше она так и называлась: "музыкально-математическая гимназия". Еще раньше - "музыкально-математическая школа". Сейчас музыкальную школу от гимназии отделили, но чисто номинально.
По факту они как были в одном здании, так и остались. И, хотя в теории отказаться от музыкального образования можно, на практике эту теорию никто не использует.
Потому что проще сразу пойти в любую другую школу, где той музыки и близко нету, чем отдавать сюда и потом возмущаться тем, что ребенок себя белой вороной чувствует.
А раньше и вовсе не спрашивали. Вот уроки музыки, они обязательны, и будь добр, учись.
Если ребенок начинал заниматься с дошкольных курсов, там все было просто и понятно. По окончании курсов дети сразу записывались на какой-нибудь инструмент.
Если же ребенок переводился из другой школы в более старшие классы, там могли возникать проблемы. Потому что до того ребенок мог и близко не слышать слово "сольфеджио", а музыкальные инструменты видеть только в кино.
А его одноклассники при этом обучались уже в 4-5 классах музыкалки. Догонять было сложновато.
Но совсем без музыкального образования такие дети тоже не оставались. Потому что музыкальное отделение предусмотрительно себе в названии зарегистрировали слова "экспериментальная", "хоровая" и "десятилетка".
Поэтому хоры у нас до десятого класса. И в хоре поют все. Даже те, кто пришел в школу уже подростком. Даже абсолютно безголосые и безухие.
Тем более что у наших педагогов есть присловье "людей без музыкального слуха не бывает". И набор методик специально под таких вот "музыкально тугих".
То есть сначала там могло быть что-то вроде: "Артем, ты стой со всеми, но не пой, а так, только рот открывай, ну пожалуйста".
А к окончанию десятого класса тот же Артем, хоть в солисты и не выходил, но вполне уверенно пел довольно сложные партии.
У многих детей родители сами окончили эту же гимназию. Многие имели за плечами музыкальную школу.
На этом фоне я, со своим отрицательным музыкальным слухом и никаким голосом, выглядела просто отстающей.
Правда, у детей еще и папа имелся. А у него как раз со слухом и голосом все в порядке. Еще и на гитаре играть умеет. Самоучкой, но довольно прилично.
Проблема заключалась в том, что вначале от родителей, особенно таких, что в музыке ни бе ни ме, требовалось присутствовать на музыкальных занятиях детей. Ну, чтобы потом быть способными помочь им разобраться с домашним заданием.
Муж не всегда мог приходить на эти мероприятия, хоть их и старались устраивать по субботам. Но рабочий график все равно не всегда это позволял.
А меня после второго же занятия от посещения освободили. Пожалели.
Преподавательница, глядя на мою вконец растерянную и ничего уже не соображающую физиономию, сочувственно сказала:
- Вы только не волнуйтесь. Ваши детки прекрасно все понимают и сами справятся со всеми заданиями. А вы можете больше не приходить, ладно уж.
Ну правильно, им легче толпу детей выучить, чем одну бестолковую мамашу, у которой с возрастом совсем барабанные перепонки закостенели. А я к тому же, со своим синдромом отличницы, еще и расстраивалась, что ничего не могу понять. Сколько ни стараюсь. И своими переживаниями еще и детей пугаю и с толку сбиваю.
Так что, получив индульгенцию, я радостно выдохнула и больше во все эти музыкальные дела не лезла. Если возникала необходимость, быстро переадресовывала на мужа.
Есть все-таки выгода от отсутствия музыкального слуха, решила я
А уж когда в разных углах квартиры одновременно звучали гитара, скрипка и баян, вот тут я просто обрадовалась, что не отличию "до" от "ми".
Потому что, понятное дело, дети не вдруг хорошо заиграли. Бывало всякое, тем более в процессе обучения.
Но для меня это был просто шум, и ничего больше. Ну шум и шум, подумаешь, великое дело. С такой толпой детей и не к такому привыкнешь. А вот бедный муж, слушая те шедевры, все время ежился, морщился, плевался, пытался заткнуть уши, а то и на крик мог сорваться.
Нет, для людей с хорошим слухом слышать упражнения школяров - это жестокое испытание. Наверное. Я по их реакциям сужу. Мне-то хорошо, у меня со слухом беда.
Правда, через несколько лет обучения детей в музыкалке я что-то стала разбирать. И могла не то что сделать замечание, скорее, поинтересоваться:
- Деточка, а вот здесь ты точно сыграла так, как надо? Вроде бы раньше как-то по-другому было.
Деточка очень удивлялась и говорила:
- Ой, ну надо же, мама, ты стала слышать!
Я и сама до сих пор удивляюсь. Но зато теперь верю словам преподавателей из нашей школы: слух точно так же тренируется, как и любой другой орган.
Фото pixabay.com
Текст мой.
Если понравилось, пожалуйста, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал!