Найти тему
Охотник за Мечтой

Славянская община: проблемы социального строительства

В самый канун Нового года ушёл из жизни один из наиболее активных участников славянского движения в республике Марий Эл — Лукашёв Андрей Викторович. В этой статье — те мысли, что мы обсуждали с ним в ходе наших последних бесед.

От панславизма к неоязычеству

С уходом в прошлое советского государства, а вместе с ним и одной из наиболее грозных и влиятельных политических идеологий, на постсоветском пространстве сформировался духовный вакуум, спровоцировавший рост националистических движений. Одним из наиболее интересных и многообещающих явлений новой России стало возникновение славянских общин — изначально этнокультурных неформальных объединений, складывающихся на волне пробуждающегося интереса к языческой старине.

Однако тогда, в непростые 90-е, славянские общины занимали явно маргинальную позицию, не имея ни вызревшей мировоззренческой концепции, ни массовости, ни чётко обозначенного круга решаемых задач. Всё сводилось к энтузиазму и инициативе отдельных лидеров, одинаково способных превратить свою организацию как в политическую партию, так и в религиозную секту с сомнительными ценностями. 

В этом плане Россия не была исключением из общемирового правила. Наша новейшая история лишь отражала собственный национальный колорит в глобальном тренде Нью Эйдж. Воскрешение панславистских идей вдохновило и побудило сотни социально активных граждан к инициативам самоорганизации. Требовалось удовлетворить естественную тягу к духовному объединению в обществе, переживающем одну из наиболее драматичных страниц своей истории.

-2

Время шло, и некогда разрозненные коллективы «славян» стали оформляться в более-менее устойчивое общественное движение со своими специфическими узнаваемыми чертами, всё более склоняясь в сторону религии. Ставка на неоязычество привела к двум стратегически значимым последствиям:

  • Появился феномен «славянской веры» как жизнеспособного мема, позволяющего  выделять «своих» среди всех. Это привело к облегчению диалога между отдельными общинами и созданию предпосылок для координирования деятельности десятков некогда замкнутых на себя мелких структур по всей России. 
  • Начался отсев активистов, не видящих и не усматривающих в славянстве религиозную составляющую.

Так, к 2000-м годам от социально ориентированных идей панславизма, способных превратить славянские общины в общественно-политическое движение, наметился устойчивый крен в сторону неоязычества, как молодой религиозной системы, апеллирующей к авторитету старины.

Право на существование

Рост популярности неоязыческих идей, а вместе с ними и массовость мероприятий, проводимых славянскими общинами, привели к  возникновению проблемы легализации.

Любая религиозная система представлена в обществе религиозными институтами, имеющими юридический статус. Это необходимо, чтобы чётко обозначить права и обязанности религиозных организаций, вынужденных вести свою деятельность в соответствии с буквой закона. 

При появлении в лесу нового зверя всякая сорока начинает громко трещать. Несовершенство отечественного законодательства, а так же естественное сопротивление, оказываемое легально существующими религиозными организациями, не желающими потесниться на «рынке душ», привели к созданию парадоксальной ситуации: тысячи людей по всей стране, заявив о своей духовной идентичности, регулярно и на протяжении многих лет проводя религиозные обряды и массовые культурные мероприятия, заинтересованные в  том, чтобы официально представлять свои интересы в обществе, по факту остаются вне закона.

-3

Отчасти это связано и с активностью самих членов общин. Религиозные лидеры неоязычества вместе с признанием «славянской веры» государством получают на руки множество козырей. Религиозный институт 21-го столетия — это не только финансовая пирамида, но и электорат. Но зачем «простым смертным», привыкшим собираться на лесных полянах ради братины и хоровода, все эти перипетии? 

Если бы славянская община была в большей степени политизированной организацией, то и её рядовые члены проявляли бы куда больше сознательности в стремлении легализовать её статус и расширять сферы своего влияния. Но именно крен в сторону этнической мистики и фольклора в своё время увёл из рядов славянского движения политически ориентированный элемент. Тем же, кому нужно жечь костры в ночь на Ивана Купалу, петь народные песни и собирать «волшебные» травы, совсем не обязательно проявлять гражданскую активность. 

Так славянское движение столкнулось с объективными проблемами на пути собственного развития.

Кризис действия

Однако на этом трудности славянского движения не исчерпаны. Есть одна очень существенная проблема, до сих пор игнорируемая его лидерами: кризис действия.

Неоязычество, как религиозная концепция, оправдано и имеет будущее только в двух проекциях:

  • Как признанный и поддерживаемый государством идеологический тренд, апеллирующий к чувству патриотизма и служащий ещё одним мостиком между народом и властью.
  • Как инструмент самоорганизации, усиливающий жизнеспособность своих носителей за счёт объединения действием.

Объединение действием означает, что за организацией стоит общее Дело, ценностным выражением которого является Идея. Сегодня же ситуация в славянских общинах обстоит так, что Идея в виде неоязыческого полуфабриката предложена, а Дело так и не появилось. 

-4

Славянские общины зациклены на проведении культурно-массовых мероприятий, именуемых «славянскими праздниками». Однако в Традиции праздник и ритуал — это символические венцы, признанные подчеркнуть итоги  совместного общественно значимого дела. Нет дела — нет реального объединения. Объединение голой идеей — это объединение на словах. Поэтому людям дела сложно найти себе применение в невнятной концепции славянской общины.

Кризис действия мог бы быть разрешён, если бы лидеры неоязыческого движения сумели бы предложить своим адептам глобальный социально-ориентированный проект. Объединённые общим делом, люди не только способны преодолеть пагубный индивидуализм, подъедающий подобно грибку живой ствол любого общественного движения, но и отвечают усилением активности в ответ на все препоны, создаваемые внешним миром.

Уверен, что этот подход куда более конструктивен и значим, чем очередная попытка обособиться от верующего окружения новым произношением имени бога или возможностью по особым дням надевать славянскую рубашку. 

Рудияр

https://vk.com/rudiyr