Выморозка или вымораживание судов, одна из самых интересных тем за время существования блога. По крайней мере, для меня, так как узнать о таком способе «обнажения» судна мне довелось буквально на днях.
Нам в руки попали архивные фотографии 80-х годов, на которых был отражён неизвестный процесс. Судно по какой-то причине выдалбливали из толщи льда, я еще удивилась, какой глубины намерзает ледовый покров. А оказалась всё не так просто, пообщавшись с нашим «экспертом», а заодно и «поставщиком» архивных кадров Вадимом Максимовым, который четверть века назад трудился в морском порту города Певек и навсегда остался, предан этому месту. И именно от него порой мы получаем интереснейшую информацию и ликвидируем собственную безграмотность.
Так вот выморозка судов производилась для того, чтобы предоставить регистру (организация, производящая допуск судна к эксплуатации) общее состояние корпуса буксира или другого плавательного средства, а также состояние их винто-рулевой группы без постановки в ДОК, так как этот процесс более дорогостоящий. Сама «ямка» вокруг судна именуется майна.
Процесс проходит по принципу выдалбливания льда вокруг судна и ожидания последующей наморозки льда вглубь. Зачастую удаётся проделать майну глубиной более трёх метров!!!! во льду, толщина которого, как правило, не превышает полутора-двух метров.
Идеальной погодой для проведения подобных работ считается 40-50 градусов устойчивого мороза, чтобы майна не оттаяла. При этом лёд не вырубают до воды, а лишь делают его слой тоньше, чтобы он нарастал вглубь, только в этих случаях возможна качественная и успешная выморозка. Если майна окажется затопленной, то все работы придётся начинать сначала.
В Певеке и сейчас используется выморозка. Но не только в Певеке, а еще например в Якутске этот способ оценки состояния судов и их ремонта до сих пор в почёте. Выморозка, к сожалению, процесс не быстрый, на полную выморозку судна уходит от полутора до трёх месяцев.
А вам был знаком термин «вымораживание судна»?