Те, кто предпочитает заранее планировать свой отдых, уже знают, что путевка в Турцию заметно подорожала. Некоторые эксперты объясняют этот факт обесцениванием российской валюты. Но так ли это на самом деле?
В декабре и январе сотрудники многих компаний получают тринадцатые зарплаты и премии. Несмотря на то что Новый год и последующие длинные каникулы практически у всех сопряжены с дополнительными тратами на подарки и праздничный стол, получив «тринадцатую» , появляется возможность заранее позаботиться о летнем отдыхе.
Я стал одним из таких «счастливчиков», решив подешевле (поскольку заранее) позаботиться о своем майском отдыхе в солнечной Турции. Но подешевле не получилось. Желаемые 7 дней в пятизвездочном all inclusive отеле недалеко от Антальи для меня и моей супруги, как оказалось, обходятся почти 80 тыс. рублей с человека. Припоминая свой прошлогодний отдых, это почти в 2 раза дороже.
Как говорится «Яндекс в помощь» — я стал мониторить ситуацию на туристическом рынке. К своему удивлению, прочитал много экспертных мнений о том, что подорожание обусловлено неблагоприятным изменением валютного курса. Я не специалист в туристическом бизнесе, но курсы валют как раз мой профиль, поэтому был искренне удивлен подобным экспертным заключениям.
С 2016 года турецкая лира стабильно дешевеет по отношению к российской валюте. По итогам 2016 года лира к рублю обесценилась на 31%, затем подешевела на 13% в 2017-м и еще на 14% в 2018-м. Стоит отметить, что в середине августа за одну лиру давали менее 9 рублей, но к концу декабря курс подскочил чуть выше 13 рублей за единицу турецкой валюты. Да, это взлет на 44% от минимумов, но с начала года курс TRY/RUB все равно снизился на 14%. Все-таки обвинения в сторону рубля в дорогих турецких путевках "притянуты за уши".
Россия в ноябре 2015 года закрыла турецкое туристическое направление из-за инцидента со сбитым Су-24 на территории Сирии. Возобновление чартерных перелетов произошло в сентябре 2016 года. Лично я то лето проводил в Крыму. Как и многие мои друзья, я восхищаюсь климатом и природой Крыма, но качество сервиса постоянно напоминало о том, что южную часть Черного моря омывает гостеприимная Турция, принимающая большинство туристов на своем средиземноморском побережье.
Сезон 2016 Турция в контексте российского туриста пропустила, поэтому в 2017-м демпинговала, борясь за возвращение своей доли. В 2018-м просто сохранила цены стабильными, ну а теперь все - демпинг закончился.
Отмечу, что по отношению к евро турецкая лира в 2018 г. подешевела на 27%. При этом на начало сентября турецкая валюта к европейской соседке обесценилась с начала года на 41%. Другими словами, отдых в Турции стал сильно дешевле для европейцев, которые не преминули этим воспользоваться. Высокий спрос со стороны более платежеспособного европейского туриста заставил владельцев отелей стать менее гостеприимными для россиян в ценовой политике.
Ключевым конкурентом Турции с позиции российского туриста традиционно был Египет. Но чартерные рейсы в эту страну не летают с момента крушения пассажирского авиалайнера над Синаем в конце октября 2015 года. Согласно информации, которую предоставила Ассоциация туроператоров РФ (АТОР) со ссылкой на источники в правительстве, тема с возобновлением чартерных перевозок в Египет отложена как минимум до февраля. И это вовсе не означает, что полеты возобновятся в марте. Никакой достоверной информации об этом нет. Поэтому Турция может себе позволить от демпинга переходить к ужесточению ценовой политики для российского гостя.
Всем известно, что половина, а то и более стоимости турпутевки это авиаперелет. Статистика Федерального агентства воздушного транспорта показывает, что средняя цена авиатоплива Московского авиаузла в январе 2018 года составляла 45 125 рублей за тонну, а в декабре 2018 года - 49 900 рублей за тонну, то есть топливо за 2018 год подорожало на 10%.
Так или иначе, но заблаговременное бронирование все равно позволяет сэкономить. Покупать сейчас выгоднее, нежели за месяц до запланированного отдыха. Однако есть и риск, если приобретать турпутевку у оператора можно столкнуться с тем, что он обанкротится. Данные АТОР сообщают, что 20% игроков рынка находятся в зоне риска. Если положение туроператора можно оценить по показателям ассоциации, то единого рейтинга туристических агентств нет. Надежнее выглядят те агентства, кто работает от лица туроператора.
Михаил Шульгин, главный редактор ProFinance.ru