Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Может показаться, что книг при мейсоновском подходе и так достаточно - Шарлотта советует тщательно отбирать живые книги для всех предметов - географии, истории, биологии и т.д. Но это книги по большей части научно-познавательные, а ведь у нас еще есть собственно художественная литература. Как преподавать ее? Как вводить в режим дня?

Совет, который дает Шарлотта, стар как мир: читайте детям вслух перед сном, собравшись всей семьей. Выберите на один месяц какое-то одно произведение детской литературы и читайте каждый день перед сном по 1-2 главы. На следующий месяц выберите другое… Это идеальный сценарий. Ценность регулярного совместного чтения заключается в том, что оно объединяет вашу семью, вы становитесь с детьми ближе, вместе обсуждаете прочитанное, лучше узнаете своих детей, а также оказываете самым лучшим образом влияние на их мышление. К сожалению, этот сценарий для многих современных семей просто нереален. Так какие варианты?

  • Сократить время чтения с часа до получаса или даже до 15-20 минут. Можно ограничиться только прочтением книги, а на выходных - обсудить всем вместе ее содержание.
  • Устраивать чтение художественных книг вслух только на выходных, если нет возможности делать это на неделе, но уже постараться не экономить на времени, а читать столько, сколько дети готовы слушать и делиться впечатлениями.
  • Находить время не перед сном, а сразу после ужина, когда все вместе.
-2

Каждая книга сообщает детям какие-то жизненные уроки, подталкивает его сделать собственные выводы на основе произошедшего в литературном мире. В числе живых книг, которые сторонники Мейсон рекомендуют маленьким читателям, есть те, которые вам и так хорошо знакомы:

В отличие от обучающих книг, по просто художественным книгам не нужно практиковать пересказ. Они предназначены для того, чтобы дети ими просто наслаждались, слушали для удовольствия, для души, не задумываясь о том, что в любой момент взрослый может остановиться и попросить пересказать услышанное.

Но как тогда быть уверенным, что ребенок поймет книгу, запомнит ее содержание? Во-первых, как мы уже сказали выше, такую уверенность даст вам совместное обсуждение прочитанного, каждый может поделиться в беседе своими чувствами и мыслями по поводу книги. А во-вторых, применительно именно к художественным книгам Шарлотта рекомендовала практику письма. Здесь множество вариантов. Ведение читательского дневника с переписыванием в него понравившихся отрывков и цитат, описанием внешности и характера героев, ведение словаря незнакомых слов, анализ произведения, эссе по книге, вольное продолжение линии понравившегося персонажа или написание фанфика (необязательно законченного).

-3

Также можно практиковать форму изложения, это хорошо помогает развивать память. Подготовка к изложению по методу Мейсон может занимать несколько дней: сначала взрослый читает отрывок из книги, на следующий день дает детям самим прочитать этот же отрывок, и так несколько дней подряд, а, скажем, через 5-6 дней попросите детей письменно по памяти восстановить этот отрывок. Работа с отрывком не должна занимать много времени - подходящие пять минут за завтраком, например, или в перерывах между занятиями, на прогулке.

Эта схема работает и при заучивании наизусть стихотворений. Конечно, сейчас речь не о среднестатистических школьных детях, которым дают задание за пару дней выучить вступление к «Руслану и Людмиле», метод Шарлотты Мейсон подходит детям на семейном обучении, и мы это постоянно подчеркиваем.

-4

Цикл статей о системе Шарлотты Мейсон:

Жанна Алибулатова