Может показаться, что книг при мейсоновском подходе и так достаточно - Шарлотта советует тщательно отбирать живые книги для всех предметов - географии, истории, биологии и т.д. Но это книги по большей части научно-познавательные, а ведь у нас еще есть собственно художественная литература. Как преподавать ее? Как вводить в режим дня?
Совет, который дает Шарлотта, стар как мир: читайте детям вслух перед сном, собравшись всей семьей. Выберите на один месяц какое-то одно произведение детской литературы и читайте каждый день перед сном по 1-2 главы. На следующий месяц выберите другое… Это идеальный сценарий. Ценность регулярного совместного чтения заключается в том, что оно объединяет вашу семью, вы становитесь с детьми ближе, вместе обсуждаете прочитанное, лучше узнаете своих детей, а также оказываете самым лучшим образом влияние на их мышление. К сожалению, этот сценарий для многих современных семей просто нереален. Так какие варианты?
- Сократить время чтения с часа до получаса или даже до 15-20 минут. Можно ограничиться только прочтением книги, а на выходных - обсудить всем вместе ее содержание.
- Устраивать чтение художественных книг вслух только на выходных, если нет возможности делать это на неделе, но уже постараться не экономить на времени, а читать столько, сколько дети готовы слушать и делиться впечатлениями.
- Находить время не перед сном, а сразу после ужина, когда все вместе.
Каждая книга сообщает детям какие-то жизненные уроки, подталкивает его сделать собственные выводы на основе произошедшего в литературном мире. В числе живых книг, которые сторонники Мейсон рекомендуют маленьким читателям, есть те, которые вам и так хорошо знакомы:
В отличие от обучающих книг, по просто художественным книгам не нужно практиковать пересказ. Они предназначены для того, чтобы дети ими просто наслаждались, слушали для удовольствия, для души, не задумываясь о том, что в любой момент взрослый может остановиться и попросить пересказать услышанное.
Но как тогда быть уверенным, что ребенок поймет книгу, запомнит ее содержание? Во-первых, как мы уже сказали выше, такую уверенность даст вам совместное обсуждение прочитанного, каждый может поделиться в беседе своими чувствами и мыслями по поводу книги. А во-вторых, применительно именно к художественным книгам Шарлотта рекомендовала практику письма. Здесь множество вариантов. Ведение читательского дневника с переписыванием в него понравившихся отрывков и цитат, описанием внешности и характера героев, ведение словаря незнакомых слов, анализ произведения, эссе по книге, вольное продолжение линии понравившегося персонажа или написание фанфика (необязательно законченного).
Также можно практиковать форму изложения, это хорошо помогает развивать память. Подготовка к изложению по методу Мейсон может занимать несколько дней: сначала взрослый читает отрывок из книги, на следующий день дает детям самим прочитать этот же отрывок, и так несколько дней подряд, а, скажем, через 5-6 дней попросите детей письменно по памяти восстановить этот отрывок. Работа с отрывком не должна занимать много времени - подходящие пять минут за завтраком, например, или в перерывах между занятиями, на прогулке.
Эта схема работает и при заучивании наизусть стихотворений. Конечно, сейчас речь не о среднестатистических школьных детях, которым дают задание за пару дней выучить вступление к «Руслану и Людмиле», метод Шарлотты Мейсон подходит детям на семейном обучении, и мы это постоянно подчеркиваем.
Цикл статей о системе Шарлотты Мейсон:
- Часть 2. Живые книги
- Часть 3. Пересказ
Жанна Алибулатова